Осколки Серебряного века

Рисунки Александра Бенуа и Василия Сварога, силуэтные заставки в исполнении Дмитрия Митрохина, театральная графика Мстислава Добужинского и Сергея Судейкина, акварель «Рецидивистки» Николая Ремизова, созданная для одного из номеров популярного еженедельника «Сатирикон»... Все это экспонаты Радищевского музея в Саратове. Историю появления здесь этих произведений удалось раскрыть совсем недавно. Наш собеседник - заведующая отделом русского искусства Радищевского музея Вероника ПРИКЛОНСКАЯ.

 Осколки Серебряного века | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- Коллекция из двадцати рисунков поступала в музей частями из собрания одного владельца. В первый раз - в середине 1930-х годов, во второй - в 1964-м. Долгое время не удавалось документально подтвердить, что они получены от одного и того же коллекционера. Разгадка скрывалась в мелко написанных карандашом дневниковых записях братьев Леонтьевых, сотрудников музея 1920 - 1930-х годов и очевидцев событий тех далеких лет.

Их дневники были случайным образом найдены в 2000 году в замурованном шкафу во время ремонта здания музея. На пожелтевших листочках крохотных записных книжек, на оборотной стороне старых квитанций, между строк какого-то печатного текста то и дело упоминалось о человеке по фамилии Еремеев, жившем в городе Энгельсе Саратовской области. Он предлагал музею листы художников Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, Станислава Ноаковского.

Как удалось выяснить, таинственным любителем искусства оказался Михаил Михайлович Еремеев. Он родился в 1891 году в Петербурге в семье известного архитектора Михаила Федоровича Еремеева, по проекту которого в тогдашней столице было построено больше трех десятков зданий. Причем большинство - на Васильевском острове, где жила семья и держала домовладения.

Отец учил мальчика черчению. Сын даже давал уроки, подрабатывая в студенческие годы, но выбрал для себя иную профессиональную стезю: окончив Ларинскую гимназию, поступил в 1910 году на юридический факультет Петербургского университета. Однако любовь к искусству все-таки передалась от отца к сыну. Оба интересовались современными художественными процессами и имели возможность покупать произведения искусства.

Мы не можем утверждать, что архитектор Михаил Еремеев был лично знаком с авторами работ из своего собрания, так как на них нет дарственных подписей. Однако в его коллекции находятся оригинальные рисунки первоклассных художников начала ХХ века.

Вообще театральные эскизы составляют одну из самых качественных частей собрания. Есть в нем настоящие жемчужины, причем весьма редкие. Например, эскиз «Ярыжка» к спектаклю «Ночные пляски» Федора Сологуба в исполнении художника Николая Калмакова, которого называли «преоригинальным» за разнообразие его творчества...

После революции Михаил Еремеев-младший (его отец умер в 1914 году), переехав в голодном 1918 году из Петрограда в Саратовскую губернию, откуда была родом его жена, взял с собой семейную коллекцию рисунков. Поселившись в уездном Покровске, он служил в сфере юстиции, закончив карьеру помощником прокурора в конце 1950-х годов. Интересно, что Еремеев принимал участие в составлении конституции республики немцев Поволжья. Ее столицей как раз и стал город Покровск, переименованный в 1931 году в Энгельс.

В семье росли четверо детей, один из которых, Владимир, погиб во время Великой Отечественной войны, будучи в рядах Красной армии. Супруги тихо и мирно прожили в заволжском городе. Михаил Михайлович умер в мае 1964 года, большая часть его коллекции хранится сегодня в нашем музее. Оригинальные рисунки Александра Бенуа, Иосифа Шарлеманя, Сергея Судейкина к петербургским театральным постановкам начала века не раз экспонировались на выставках.

#Радищевский музей #Саратов #коллекция

Комментарии