Главная городская газета

Неизвестный Викниксор

  • 31.10.2014
  • Андрей Румянцев, Кандидат Исторических Наук
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга. Читать полностью

Та же самая охранка

Кстати, Третье отделение впервые в истории российских спецслужб занялось борьбой с коррупцией. Только тогда это называлось «злоупотребления по должности». Читать полностью

Подарок Гвардейского экипажа

Чуть меньше двух лет назад в Центральный военно-морской музей был передан портсигар изумительной работы - мемориальный предмет с весьма любопытной историей. Принадлежал он когда-то контр-адмиралу Сергею Николаевичу Тимиреву. Читать полностью

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучших исследовательских работ.   Читать полностью

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучших исследовательских работ.   Читать полностью

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучших исследовательских работ.   Читать полностью
Неизвестный Викниксор | Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны.

Array
(
    [ID] => 424
    [~ID] => 424
    [CODE] => neizvestnyy_vikniksor
    [~CODE] => neizvestnyy_vikniksor
    [XML_ID] => 424
    [~XML_ID] => 424
    [NAME] => Неизвестный Викниксор
    [~NAME] => Неизвестный Викниксор
    [TAGS] => Александра Андреева,Наследие
    [~TAGS] => Александра Андреева,Наследие
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева был ученый и педагог Виктор Сорока-Росинский. Известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны.
    [~PREVIEW_TEXT] => Прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева был ученый и педагог Виктор Сорока-Росинский. Известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны.
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 451
            [TIMESTAMP_X] => 31.10.2014 00:36:29
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 26030
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/238
            [FILE_NAME] => 23854efd19c786a1de5af673e2830b88.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 5Vikniksor5.jpg
            [DESCRIPTION] => Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 49664c3c0d9a5cc5212d43f8d8b87222
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/238/23854efd19c786a1de5af673e2830b88.jpg
            [ALT] => Неизвестный Викниксор
            [TITLE] => Неизвестный Викниксор
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 451
    [DETAIL_TEXT] => 

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

[~DETAIL_TEXT] =>

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/238/23854efd19c786a1de5af673e2830b88.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [~ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 831 [~SHOW_COUNTER] => 831 [SHOW_COUNTER_START] => 31.10.2014 00:36:58 [~SHOW_COUNTER_START] => 31.10.2014 00:36:58 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 31.10.2014 00:36:29 [~DATE_CREATE] => 31.10.2014 00:36:29 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 31.10.2014 01:23:45 [~TIMESTAMP_X] => 31.10.2014 01:23:45 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [~USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/neizvestnyy_vikniksor/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/neizvestnyy_vikniksor/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 424 [~EXTERNAL_ID] => 424 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Неизвестный Викниксор, Наследие, , Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева был ученый и педагог Виктор Сорока-Росинский. Известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [SECTION_META_TITLE] => Неизвестный Викниксор [SECTION_META_KEYWORDS] => Неизвестный Викниксор [SECTION_PAGE_TITLE] => Неизвестный Викниксор [ELEMENT_META_TITLE] => Неизвестный Викниксор ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 424 [CODE] => neizvestnyy_vikniksor [XML_ID] => 424 [NAME] => Неизвестный Викниксор [TAGS] => Александра Андреева,Наследие [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева был ученый и педагог Виктор Сорока-Росинский. Известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 451 [TIMESTAMP_X] => 31.10.2014 00:36:29 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 26030 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/238 [FILE_NAME] => 23854efd19c786a1de5af673e2830b88.jpg [ORIGINAL_NAME] => 5Vikniksor5.jpg [DESCRIPTION] => Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 49664c3c0d9a5cc5212d43f8d8b87222 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/238/23854efd19c786a1de5af673e2830b88.jpg [ALT] => Неизвестный Викниксор [TITLE] => Неизвестный Викниксор ) [DETAIL_TEXT] =>

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [ACTIVE_FROM] => 31.10.2014 00:31:32 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 831 [SHOW_COUNTER_START] => 31.10.2014 00:36:58 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 31.10.2014 00:36:29 [CREATED_BY] => 1 [CREATED_USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti [TIMESTAMP_X] => 31.10.2014 01:23:45 [MODIFIED_BY] => 1 [USER_NAME] => (admin) Vedomosti Vedomosti ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2601 [VALUE] => Array ( [TEXT] => он считал, что школа должна быть вне политики [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => он считал, что школа должна быть вне политики [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2602 [VALUE] => Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2603 [VALUE] => 420 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 420 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2604 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2636 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2637 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2638 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2604 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2602 [VALUE] => Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Андрей РУМЯНЦЕВ, кандидат исторических наук ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2603 [VALUE] => 420 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 420 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 206 (5332) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2636 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2638 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Y ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2601 [VALUE] => Array ( [TEXT] => он считал, что школа должна быть вне политики [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => он считал, что школа должна быть вне политики [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => он считал, что школа должна быть вне политики ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2637 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 106 [~ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [~TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [~DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Наследие [~NAME] => Наследие [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 15 [~LEFT_MARGIN] => 15 [RIGHT_MARGIN] => 16 [~RIGHT_MARGIN] => 16 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [~SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [CODE] => nasledie [~CODE] => nasledie [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Наследие, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Наследие [SECTION_META_KEYWORDS] => Наследие [SECTION_PAGE_TITLE] => Наследие [ELEMENT_META_TITLE] => Наследие ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/nasledie/ )

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook