На трамвае мимо Зимнего

«Вчера у Тучкова моста с трамвая маршрута № 8 была сброшена кондукторша, избитая бандой хулиганов, переодетых в солдатские шинели, и дезертиров. Эта банда села у Тучкова моста. Кондукторша подошла к ним и очень вежливо попросила их уплатить деньги. Они ответили весьма дерзко, что за них заплатит военный министр, пускай-де она ему представит счет», - сообщала «Петроградская газета» 19 октября 1917 года - буквально за несколько дней до прихода к власти большевиков.

На трамвае мимо Зимнего | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

В те октябрьские дни газеты были переполнены тревожными сообщениями. На заседании Петроградской думы пытались решить вопрос снабжения города продовольствием: значительную часть того, что было предназначено для столицы, реквизировали голодные губернии или попросту растаскивали в дороге. В Петрограде одна за другой вспыхивали забастовки рабочих и служащих, едва удалось предотвратить стачку милиционеров (милиция, подчиненная Петроградской думе, была создана после Февральской революции взамен прежней царской полиции). Все требовали повышения оплаты труда.

Изыскивая средства, городские власти решили повысить плату за проезд в трамвае для гражданских лиц (с 15 до 20 коп.) и ввести пятикопеечный сбор с военных, которые до этого не платили вовсе. Пытаясь популярно объяснить это непопулярное решение, Петроградская городская дума обратилась к населению с воззванием, автором которого был ее гласный (то есть депутат) Анатолий Васильевич Луначарский - будущий первый нарком просвещения Советской России. А тогда он занимал пост заместителя «головы» (председателя) Городской думы.

«Город сильно увеличил плату рабочим и служащим в трамвае, - говорилось в обращении Городской думы. - Все материалы вздорожали. Товарищи солдаты ездят даром на трамвае. Трамвай приносит городу убыток в 4 млн руб. Как ни тяжело городу налагать новые тяготы на население, но приходится ввести с 16 октября плату за проезд в 20 коп., и для солдат в 5 коп. и уничтожить льготный утренний тариф. Это уменьшит убыток. Без этого трамвайное хозяйство рухнуло бы».

Власти полагали, что если заставить военнослужащих платить за проезд, то это, как отмечалось в одной из газетных публикаций, «уменьшит бесцельное катание на трамваях тех солдат, которые от нечего делать разъезжали бесплатно по всему Петрограду, заполняя почти все места не только на площадках вагонов, но даже и в самих вагонах». При этом военная форма подчас была лишь прикрытием для хулиганов, грабителей и бандитов всех мастей.

Так, 6 октября 1917 года в трамвае на Большом проспекте Петроградской стороны якобы «солдат» с забинтованной рукой пытался похитить из сумки кондукторши деньги. На помощь пришли стоявшие на площадке настоящие солдаты. Они вытащили вора из вагона и чуть было не устроили самосуд. С большим трудом подоспевшему воинскому патрулю удалось вырвать вора из рук толпы и отправить в участок.

Нередко переодетые «лихие люди» использовали оружие. В том же октябре на Невском проспекте у Караванной улицы среди бела дня грабители в шинелях набросились на прохожего, угрожая револьвером: «Деньги! Иначе смерть!». На его счастье, подоспела милиция. В другой раз ночью на углу Невского и Фонтанки прохожий Петров, отказавшийся отдавать «солдатам» кошелек, получил несколько ножевых ранений...

Под впечатлением вопиющего случая, с описания которого начинается эта публикация, трамвайщики написали коллективное прошение в Совет рабочих и солдатских депутатов и военному министру с требованием защитить их от насилия хулиганов, переодетых в солдатскую форму.

Кстати, за те несколько дней, которые отделяли введение оплаты для «воинских чинов» от всемирно известных событий 25 октября, Городская дума успела-таки выяснить, платят ли солдаты за проезд в трамвае. По подсчетам трамвайщиков, 56% вносили плату за проезд, а в некоторые дни солдаты даже «платили безропотно, за исключением некоторых лиц, которые потом оказались не солдатами, а только переодетыми в солдатскую форму». Кроме того, согласно докладу работников трамвайного хозяйства, солдат в вагонах вообще стало заметно меньше.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5828) от 11.11.2016.


Комментарии