Минихов жернов

Среди замечательных усадеб, расположенных близ столицы, в дореволюционное время выделялась мыза Гостилицы - между Петергофом и Ораниенбаумом. Там был старинный дворец, обширный парк с горками, фонтанами, водопадами, павильонами, скульптурными украшениями. Славилась усадьба также охотничьим хозяйством, прозрачными прудами с форелью. Здесь любили бывать царственные особы...

Минихов жернов  | «Минихов жернов» служит ныне своеобразным памятником полководцу, не знавшему поражений. На его лицевой стороне сверху изображена графская корона, ниже - вензель графа Миниха. И год - 1741.<br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Минихов жернов» служит ныне своеобразным памятником полководцу, не знавшему поражений. На его лицевой стороне сверху изображена графская корона, ниже - вензель графа Миниха. И год - 1741.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мыза первоначально принадлежала светлейшему князю А. Д. Меншикову. Затем она была отдана графу основательно подзабытому сегодня Бурхарду Христофору (в России его величали Христофором Антоновичем) Миниху.

При Петре I он строил каналы, морские порты. При Петре II управлял Ингерманландией, Петербургом и стал графом. Императрица Анна Иоанновна обнаружила в Минихе военные таланты: инженер-гидролог стал генерал-директором Сухопутного кадетского корпуса, президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршалом.

Будучи полководцем, Миних выиграл множество сражений. В 1730-х годах командовал войсками, которые противостояли туркам. В 1737 году со шпагой в руке, командуя батальоном лейб-гвардии Измайловского полка, он собственноручно водрузил гвардейское знамя на башне крепости Очаков. В 1739 году при деревне Ставучаны (Молдавия) разгромил 90-тысячную турецкую армию, фактически взяв реванш за неудачный Прутский поход Петра 1711 года. Победоносный день совпал с именинами императрицы. В столице Миниха стали называть «столпом Отечества»...

Когда он стал хозяином Гостилиц, известно точно. Об этом сам граф вспоминал в своем письме к Екатерине II: «...В 1731 году Ладожский канал неусыпными моими трудами строением приведен был в такое состояние, что по нему в том 731 году благополучно начался судовой пропуск; за которые мои труды блаженные и вечно достойные памяти Государыня Императрица Анна Иоанновна всемилостивейше соизволила пожаловать мне мызу Гостилицу».

В Гостилицах Миних пожелал устроить свою загородную резиденцию с замком. Конечно, он мог бы заказать проект архитектору, но он и сам был профессиональным инженером-строителем, в совершенстве владел чертежным искусством. Так что, по всей видимости, именно Миних был автором проекта своего замка. Чертеж, по которому строили здание, не сохранился.

Миних очень любил Гостилицы. Один из прудов там по сей день именуется Миниховым. Рачительный хозяин, инженер-гидролог Миних разводил здесь форель, устраивал мельницы...

В ноябре 1740 года фельдмаршал Миних совершил государственный переворот: арестовал регента Бирона и передал власть матери малолетнего императора Иоанна VI - принцессе Анне Леопольдовне. Получил высшую государственную должность - стал первым министром по военным, гражданским и дипломатическим делам. Однако с Анной Леопольдовной Миних не нашел общего языка и ушел в отставку. Он удалился в Гостилицы, намереваясь покинуть страну, которой он так много и успешно служил, которую любил, и вернуться на родину. Он родился в графстве Ольденбургском Датского королевства - ныне это на северо-западе современной Германии.

Примерно тогда же в своих любимых Гостилицах Миних решил оставить памятный знак о себе, обращенный к будущим поколениям. Он был исполнен в виде мельничного жернова. Его опустили на дно здешнего Минихова пруда летом 1741 года - во вторую годовщину того сражения, при котором была «перемолота» турецкая армия. С надеждой, что, когда в будущем жернов извлекут из глубины пруда, по-доброму вспомнят Христофора Антоновича.

Извлечен был «Минихов жернов» лишь спустя сто лет, в 1840-х годах, когда пруд чистили тогдашние владельцы усадьбы - Потемкины. Жернов установили на берегу пруда. Уже в наше время его перекатили к цветнику у Троицкой церкви...

Что же касается Миниха, то он, наверное, зря все-таки задержался с отъездом из России, ведь в 1741 году, когда на престол взошла Елизавета Петровна, он был арестован, предан суду, приговорен к смертной казни по целой серии ложных обвинений. Только на эшафоте, устроенном на площади перед зданием Двенадцати коллегий, осужденный «столп Отечества» услышал новый приговор: казнь заменили ссылкой в Сибирь.

Там, в деревне Пелым, Миних провел двадцать лет. На склоне лет был возвращен из ссылки. Екатерина II по желанию 80-летнего инженера-гидролога назначила его главноначальствующим над портами Рогервикским (близь Ревеля), Нарвским, Кронштадтским и над Ладожским каналом. На этой должности Миних проектировал и строил необходимые сооружения.

Что же касается замка, то после Миниха последующие владельцы старались расширить его пристройками. Так в Гостилицах появился настоящий дворец. Первую пристройку к замку сделал граф Разумовский, владевший им после Миниха. Затем эта обветшавшая деревянная пристройка была разобрана Потемкиными: в 1841 - 1842 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер на ее месте осуществил заказанный ему «Проект дачи Потемкиной» в стиле английской готики.

Новое здание, возведенное Штакеншнейдером, включило в себя и старые стены, которые помнили Миниха. Над дворцом возвышалась башня, напоминавшая о гербе Миниха, составленном в 1728 году, когда император Петр II возвел его с его потомством в Графское Российской империи достоинство. В гербе была обозначена и принадлежность основателя графского рода к строительной деятельности. Там были изображены зубчатая кирпичная стена, лист строительного чертежа в руке щитодержателя. А по центру герба внизу была помещена башня...

После революции 1917 года имение Гостилицы было национализировано и преобразовано в совхоз «Красная Балтика». Во дворце разместилась школа-интернат для детей окрестных селений.

Все изменила война. В сентябре 1941 года через Гостилицы прошел фронт, который после жестоких боев стабилизировался на северной оконечности парка на горе Колокольной (на военных картах обозначена как высота 105,3). В парке солдаты вермахта возвели оборонительные укрепления, дворец обратили в крепость. Когда 14 января 1944 года 2-я Ударная армия начала наступление, главный удар наносила как раз от горы Колокольной. Упорное сопротивление врага было сломлено. Усадьба оказалась в развалинах...

После войны руки до нее так и не дошли. Тем не менее реставраторы считают, что даже сегодня дворец в Гостилицах еще не поздно восстановить, используя подлинные стены. Сейчас его надо хотя бы законсервировать - накрыть временной крышей.

Гостилицы1_Д.jpg

Сегодня дворец в Гостилицах выглядит почти так же, как после его освобождения в январе 1944 года. ФОТО Александра ДРОЗДОВА


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (5784) от 09.09.2016.


Комментарии