Квартира для обер-офицера Колчака

Это скромное четырехэтажное здание, давно заслуживающее реставрации, теряется на фоне ярких дореволюционных построек Петроградской стороны. Впрочем, и этот доходный дом в стиле эклектика не лишен вкуса. Он был возведен в 1899 – 1900 годах по проекту выпускника Академии художеств архитектора В. М. Лопатина на участке, принадлежавшем дочерям почетного гражданина И. Л. Львова.

Квартира для обер-офицера Колчака | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Пожалуй, главное достоинство этого здания – знаменитый жилец, проживавший в нем в 1906 – 1912 годах. Речь идет об Александре Васильевиче Колчаке. Широкой общественности он знаком прежде всего как лидер Белого движения в годы Гражданской войны, принявший титул Верховного правителя России. Но ведь кроме этого он был еще и выдающимся флотоводцем, ученым-океанографом и гидрологом, одним из крупнейших полярных исследователей...

В недалеком будущем на этом доме появится первая в Петербурге мемориальная доска, посвященная месту жительства Колчака. Ее установку инициировал мемориально-просветительский и историко-культурный центр «Белое дело», соответствующее постановление правительства города подписал 19 февраля нынешнего года губернатор Петербурга. Заметим, что в нашем городе в 2002 году уже была открыта мемориальная доска А. В. Колчаку – в здании бывшего Морского кадетского корпуса (ныне Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт). Правда, ее разместили не на фасаде, а внутри здания...

В съемной квартире на Большой Зелениной Колчак поселился не раньше июня 1905 года. Тогда он вернулся из японского плена, где оказался, будучи раненым, после капитуляции Порт-Артура. Можно предположить, что квартира в небольшом доходном доме на Петербургской стороне по цене и удобству была оптимальным вариантом для обер-офицера, не имевшего своей недвижимости. К тому времени Колчак был уже семейным человеком: 5 марта 1904 года в Иркутске он обвенчался с Софьей Федоровной Омировой.

Историк П. Н. Зырянов в монографии о Колчаке из серии «Жизнь замечательных людей» цитирует фрагмент письма супруги Колчака, в котором та описывает интерьер их квартиры: «Наша обстановка (хотя и не все в ней) носит отпечаток изящества и благородства, известной уютности».

Именно здесь 25 января 1908 года у Колчаков родился первенец – дочь Татьяна. К сожалению, 18 января следующего года девочка скончалась. Детская смертность в то время была очень высока: в Петербурге, не дожив до года, умирали около четверти всех новорожденных. Но в феврале 1910 года в семье Колчаков появился еще один долгожданный член семьи – сын Ростислав...

Оправившись от ран, а также болезней, вызванных последствиями постоянных переохлаждений в ходе пребывания в Арктике, лейтенант Колчак немедленно приступил к активной деятельности. Занимался обработкой ценнейшего материала, собранного в ходе полярных экспедиций. Прикомандированный к Академии наук, Колчак был в январе 1906 года принят в действительные члены Русского географического общества и награжден Константиновской медалью. Результаты своих научных изысканий Колчак оформлял в своем кабинете на Большой Зелениной, 3.

Параллельно с научной деятельностью Колчак сближается с группой морских офицеров, объединенных общей целью – возродить мощь русского флота, пережившего позор Русско-японской войны. С конца 1905 года Колчак – член «Петербургского военно-морского кружка». По инициативе этого «клуба» была разработана записка морскому министру, результатом которой стало образование весной – летом 1906 года Морского Генерального штаба (МГШ) – высшего оперативно-стратегического органа управления флотом. В мае 1906 года Колчак был зачислен в его постоянный штат.

Однако 30 сентября 1908 года Колчак перешел из МГШ на службу во 2-й балтийский флотский экипаж, а спустя чуть больше года отправился на новом ледоколе «Вайгач», командиром которого был назначен еще в мае 1908-го, в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. В начале 1911 года он вернулся в Петербург, поскольку получил предложение вновь служить в МГШ. Колчака убедили серьезные перемены: власти приняли решение о выделении кредитов на нужды Военно-морского флота.

В течение 1911 – 1912 годов Колчак активно занимался разработкой плана войны на Балтийском море, по его предложениям начинается строительство современных мощных и быстроходных боевых кораблей. Напряженную штабную работу флотоводец совмещал с преподавательской деятельностью в Николаевской морской академии.

Весной 1912 года петербургский период в жизни Колчака закончился. По предложению вице-адмирала Н. О. фон Эссена он занимает строевую должность командира эсминца «Уссуриец» и отбывает в город Либаву (ныне Лиепая, Латвия). В декабре 1912 года к нему перебрались жена и сын, навсегда покинув квартиру на Большой Зелениной...


КСТАТИ

Согласно «Всему Петрограду на 1915 год», в доме # 3 по Большой Зелениной улице (возможно, даже в бывшей квартире Колчаков) жил ровесник и товарищ Колчака по выпуску из Морского кадетского корпуса – капитан 1-го ранга Александр Николаевич Рыков, герой Русско-японской войны. Судьба его оказалась трагической: в декабре 1918 года его расстреляли во время красного террора. Его останки обнаружили в 2009 году у стен Петропавловский крепости вместе с прахом других жертв большевиков. Причем только останки Рыкова удалось идентифицировать, после генетической экспертизы. В ноябре 2011 года их предали земле на Новодевичьем кладбище Петербурга.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (5463) от 22.05.2015.


Комментарии