Корабли из черепахи

Среди почти двух тысяч моделей кораблей, хранящихся в Центральном военно-морском музее, есть уникальная коллекция, которую невозможно спутать ни с какой другой. Это миниатюрные модели русских кораблей, сделанные мастерами из Нагасаки, куда до войны 1904 – 1905 годов часто заходили для ремонта российские корабли.

Корабли из черепахи | По этой модели можно судить, как красив был «Князь Пожарский» – броненосный крейсер русского императорского флота, спущенный на воду в 1867 году. <br>ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По этой модели можно судить, как красив был «Князь Пожарский» – броненосный крейсер русского императорского флота, спущенный на воду в 1867 году.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Дело в том, что в ту пору ни во Владивостоке, ни в Порт-Артуре, взятом Россией в аренду, не было возможности производить серьезный ремонт. Кораблям приходилось либо огибать полсвета и отправляться в Петербург, либо идти в Нагасаки. Там еще в 1858 году для нужд русского флота был арендован участок побережья Нагасакской бухты, – поясняет хранитель корабельного фонда Георгий Рогачев.

Прибытие русских кораблей не было тайной для японцев. Одни просто любовались ими, другие пытались извлечь выгоду, и причем довольно успешно. Среди последних были умельцы из мастерской Эмиро Езаки, существовавшей в Нагасаки еще с начала XVIII века. Она специализировалась на выпуске изделий из черепахового панциря – женских гребней, табакерок, украшений. Материал поставляли из Сингапура и Манилы, Вест-Индии, Гондураса.

Из черепаховых панцирей мастера навострились делать и модели кораблей, стоявших в бухте. Естественно, изготавливать их на глаз было очень сложно, поэтому подмастерья Езаки, вооруженные рулетками и рисовальными принадлежностями, находили любую возможность попасть на русские корабли. Любопытно, что из сорока черепаховых моделей, хранящихся в ЦВММ, часть изображает корабль сверху донизу, а часть – только по ватерлинию.

– По всей видимости, полнокорпусные модели мастера изготавливали в тех случаях, когда корабль можно было увидеть в сухом доке, когда имелась возможность ознакомиться с его подводной частью. А модели кораблей по ватерлинию делались тогда, когда корабль находился на плаву, – считает Рогачев.

Как они попали в музей? Их покупали офицеры в качестве сувениров. К примеру, памятная табличка у модели винтового клипера «Разбойник» сообщает о том, что ее передал в музей лейтенант Вульф, служивший на эскадренном броненосце «Петропавловск». Две модели – из коллекции великих князей Владимира Александровича и Константина Константиновича, знаменитого К. Р. Еще тринадцать моделей из числа предметов, привезенных из путешествия в Японию, передал в свое время в морской музей последний российский император.

– Модели уникальны: их копии выполнить невозможно, поскольку секрет лака, использованного при их изготовлении, утерян, – отмечает научный сотрудник ЦВММ Дмитрий Попарев.

Среди реликвий черепаховой коллекции – модель крейсера 1-го ранга «Адмирал Нахимов», который долгое время считался одним из самых мощных и быстроходных в мире и погиб смертью храбрых в Цусимской битве.

Еще одна модель, выполненная в Нагасаки, изображает крейсер «Память Азова». Его постройка в 1888 году была приурочена к 200-летию спуска на воду Петром I ботика – «дедушки русского флота». Во время первой русской революции на корабле случился бунт. Его подавили, наказали и сам крейсер: его переименовали в «Двину». С началом Первой мировой он служил плавбазой подводных лодок. В августе 1919 года корабль был атакован в гавани Кронштадта прорвавшимися туда английскими торпедными катерами, поддерживавшими наступлением войск белой армии Юденича на Петроград. Спустя четыре года крейсер подняли и разобрали на металл.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5648) от 24.02.2016.


Комментарии