Кому нужны домашние библиотеки?

В еще не столь давние времена едва ли не каждый уважающий себя человек собирал дома библиотеку. Хорошие книги, особенно в позднее советское время, были дефицитом, за ними «охотились». Домашними книжными собраниями дорожили, они были той ценностью, которая передавалась по наследству.

Кому нужны домашние библиотеки? | ФОТО Twin Design/shutterstock.com

ФОТО Twin Design/shutterstock.com

Ныне времена изменились: запретных тем и дефицитных книг нет, а Интернет и электронные издания все больше вытесняют традиционный бумажный носитель информации. Домашними книжными собраниями перестали дорожить. Такая же ситуация – с семейными архивами. Понятно, что если это древние рукописи, произведения живописи или скульптуры, то они имеют свою цену. А если речь идет, к примеру, о старых открытках, фотографиях, письмах из домашнего архива или просто газетных вырезках? Подобные материалы, как выясняется, нередко не нужны потомкам.

О том, как сохранять и эффективно использовать личные собрания и коллекции в библиотеках, архивах и музеях, шла речь на конференции в библиотеке имени Маяковского.

Как напомнила старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки Ольга Ильина, в России книжные коллекции в ХХ веке нередко страдали от исторических катаклизмов. Достаточно вспомнить «великий книжный передел» после революции 1917 года: происходила массовая реквизиция частных и усадебных библиотек. Только в Публичную библиотеку тогда поступило 400 тыс. томов. А в годы блокады она спасла от гибели более двухсот ценных личных библиотек ленинградцев...

– Сегодня роль личных библиотек в обществе изменилась, – констатировала Ильина. – Причем можно говорить о двух взаимоисключающих тенденциях. С одной стороны, нередко наследники из-за ненужности распродают библиотеки, собранные в советское время. В самом худшем варианте «лишние» книжные собрания просто оказываются на помойках. Именно так случилось с частью библиотеки поэта Вадима Шефнера. В мусоре оказались даже книги с автографами Ольги Берггольц.

С другой стороны, обладание дорогими и редкими книгами стало сегодня выражением статуса в обществе, средством приложения капитала. Появилась даже мода на создание фамильных библиотек.

Говоря о замечательном коллекционере Николае Павловиче Шмитте-Фогелевиче (конференция была посвящена его памяти), выступавшие отмечали, что судьба его коллекции сложилась счастливо: фонд открыток находится ныне в ГМЗ «Петергоф» и тщательно изучается, а книги вошли в состав Анциферовской библиотеки, переданной не так давно в Центр петербурговедения библиотеки имени Маяковского. Однако сохранение коллекции Шмитта-Фогелевича – результат целенаправленных усилий многих заинтересованных людей, лично знавших коллекционера. Так бывает не всегда.

К сожалению, есть немало примеров, когда частные собрания оказываются никому не нужными. Именно так погибла коллекция тематических выписок писателя Льва Успенского, автора «Записок старого петербуржца». Участники конференции констатировали, что универсального рецепта сохранения личных коллекций и библиотек не существует. Тем не менее в ведущих библиотеках существуют научные школы, имеющие опыт работы с частными книжными коллекциями. Та же библиотека имени Маяковского недавно получила в дар 147 книг из личной библиотеки писательницы Ольги Форш с дарственными надписями Николая Тихонова, Александра Твардовского, Евгения Замятина и других выдающихся писателей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 061 (5434) от 08.04.2015.


Комментарии