Главная городская газета

Ей прочили славу певицы

  • 14.11.2014
  • Людмила Ковалева-Огороднова,
  • Рубрика Наследие
Свежие материалы Наследие

«Натура» для криминальных сериалов

Случайный путник, попавший сюда, с удивлением рассматривает огромные промышленные сооружения, обшарпанные дома, постройки непонятного назначения. Читать полностью

Дневники императора

О том, как документы оказались в архиве и какие находки еще могут ждать исследователей, рассказала доктор исторических наук главный специалист ГАРФ Зинаида ПЕРЕГУДОВА. Читать полностью

Секретное досье на авиатора

В эти дни в Петербурге проходят XIX Международные научные чтения имени И. И. Сикорского. Одно из выступлений было посвящено летчику Виктору Дыбовскому. Читать полностью

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению школьников Санкт-Петербурга. Читать полностью

Та же самая охранка

Кстати, Третье отделение впервые в истории российских спецслужб занялось борьбой с коррупцией. Только тогда это называлось «злоупотребления по должности». Читать полностью

Подарок Гвардейского экипажа

Чуть меньше двух лет назад в Центральный военно-морской музей был передан портсигар изумительной работы - мемориальный предмет с весьма любопытной историей. Принадлежал он когда-то контр-адмиралу Сергею Николаевичу Тимиреву. Читать полностью
Ей прочили славу певицы | Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства<br>В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г.

Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г.

Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей).

Array
(
    [ID] => 525
    [~ID] => 525
    [CODE] => ey_prochili slavu_pevitsy
    [~CODE] => ey_prochili slavu_pevitsy
    [XML_ID] => 525
    [~XML_ID] => 525
    [NAME] => Ей прочили славу певицы
    [~NAME] => Ей прочили славу певицы
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа.
    [~PREVIEW_TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа.
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 624
            [TIMESTAMP_X] => 14.11.2014 04:17:17
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 35157
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/6aa
            [FILE_NAME] => 9ey5.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => 9Ey5.jpg
            [DESCRIPTION] => Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г. [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 2465b32691a55125c8166fdac26ede14 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/6aa/9ey5.jpg [ALT] => Ей прочили славу певицы [TITLE] => Ей прочили славу певицы ) [~PREVIEW_PICTURE] => 624 [DETAIL_TEXT] =>

На вечерах Морского собрания Комиссаржевская и раньше не раз выступала — как певица. Она пела с сестрой под аккомпанемент своего бывшего жениха, организатора вечеров, блестящего морского офицера Сергея Зилоти, великолепно игравшего на гитаре.

Отец будущей актрисы, солист Императорских театров Федор Комиссаржевский, восхищался красивым контральто дочери и прочил ей славу певицы. Когда он возглавил в «Обществе искусства и литературы» класс оперного пения, Вера с сестрой посещали его уроки. Но здоровье не позволило Вере продолжать занятия вокалом, и она окончательно выбрала театр...

Известны сотни статей, воспоминаний, изданий писем, научных исследований и книг о театральной и режиссерской деятельности великой актрисы, сохранилось множество фотопортретов этой необыкновенно красивой женщины. В начале ХХ века в петербургской фирме «Граммофон Берлинер» (или просто «Граммофон») было выполнено несколько грамзаписей чтения Комиссаржевской. Не существует лишь записей ее пения.

Однако интонацию голоса актрисы удалось передать Сергею Рахманинову. Ему приходилось бывать на домашних репетициях будущего театра Комиссаржевской, он не раз слышал, как Вера Федоровна читала там Чехова, и написал романс «Мы отдохнем» на слова из пьесы «Дядя Ваня». «В том, как говорила Комиссаржевская чеховские слова и как воплотил их в музыку Рахманинов, чувствуется единая внутренняя линия, единое понимание», — писала актриса и режиссер Зоя Прибыткова, на квартире которой в доме на Конюшенной площади происходили те встречи.

Голос Комиссаржевской, ее сценические манеры вдохновили Рахманинова на создание оперы «Монна Ванна» (1906 — 1907). А когда он писал оперу «Франческа да Римини» (1905), облик главной героини также ассоциировался у него с речью и обликом Франчески в исполнении Комиссаржевской.

Голос Веры Федоровны «звучит» и в мелодекламации А. С. Аренского на стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Она читала это произведение в одном из концертов А. Зилоти в Дворянском собрании в 1909 году.

«Я хорошо помню концерт, в котором Комиссаржевская читала эту мелодекламацию, — писала З. А. Прибыткова. — Хорошо помню и ее. Она была в скромном белом платье с высоким воротом, с длинными рукавами. Никаких драгоценностей. А в руках две ветки светло-лиловых орхидей, таких же хрупких и нежных, как она сама...

То, что делала Комиссаржевская в мелодекламациях, нельзя было назвать мелодекламацией в общепринятом смысле слова. Комиссаржевская умела все, к чему бы ни прикасался ее изумительный талант, углублять, облагораживать, окрашивать богатейшей гаммой тончайших ощущений. В мелодекламациях она говорила, просто и проникновенно говорила замечательные слова Тургенева. И, несмотря на то что слова произносила она совсем просто, казалось, что ее чудесный голос поет милую, русскую музыку Аренского».

Позднее Комиссаржевская любила исполнять эту мелодекламацию на домашних вечерах под аккомпанемент Александра Зилоти. А когда к ним в такие вечера захаживал брат Александра Сергей, то под его гитару все начинали петь цыганские романсы — и хозяева, и гости — Ходотов, Давыдов, Комиссаржевская...

«Голос» Комиссаржевской позднее был своеобразно запечатлен в пьесах Николая Ходотова, которого актриса буквально выпестовала и как актера, и как успешного драматурга. У него осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в пьесах, пересыпая диалоги своих влюбленных героинь подлинными словами Веры Федоровны...

Под впечатлением скоропостижной и трагической кончины Комиссаржевской, случившейся в феврале 1910 года, Рахманинов написал романс «Не может быть!..» на слова А. Майкова. А 10 февраля 1911 года, в годовщину ее смерти, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти дали в Дворянском собрании общедоступный концерт, исполнив Вторую сюиту Рахманинова, которую Вера Федоровна очень любила слушать в домашнем исполнении у Прибытковых на Конюшенной площади.

Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА,
президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества


[~DETAIL_TEXT] =>

На вечерах Морского собрания Комиссаржевская и раньше не раз выступала — как певица. Она пела с сестрой под аккомпанемент своего бывшего жениха, организатора вечеров, блестящего морского офицера Сергея Зилоти, великолепно игравшего на гитаре.

Отец будущей актрисы, солист Императорских театров Федор Комиссаржевский, восхищался красивым контральто дочери и прочил ей славу певицы. Когда он возглавил в «Обществе искусства и литературы» класс оперного пения, Вера с сестрой посещали его уроки. Но здоровье не позволило Вере продолжать занятия вокалом, и она окончательно выбрала театр...

Известны сотни статей, воспоминаний, изданий писем, научных исследований и книг о театральной и режиссерской деятельности великой актрисы, сохранилось множество фотопортретов этой необыкновенно красивой женщины. В начале ХХ века в петербургской фирме «Граммофон Берлинер» (или просто «Граммофон») было выполнено несколько грамзаписей чтения Комиссаржевской. Не существует лишь записей ее пения.

Однако интонацию голоса актрисы удалось передать Сергею Рахманинову. Ему приходилось бывать на домашних репетициях будущего театра Комиссаржевской, он не раз слышал, как Вера Федоровна читала там Чехова, и написал романс «Мы отдохнем» на слова из пьесы «Дядя Ваня». «В том, как говорила Комиссаржевская чеховские слова и как воплотил их в музыку Рахманинов, чувствуется единая внутренняя линия, единое понимание», — писала актриса и режиссер Зоя Прибыткова, на квартире которой в доме на Конюшенной площади происходили те встречи.

Голос Комиссаржевской, ее сценические манеры вдохновили Рахманинова на создание оперы «Монна Ванна» (1906 — 1907). А когда он писал оперу «Франческа да Римини» (1905), облик главной героини также ассоциировался у него с речью и обликом Франчески в исполнении Комиссаржевской.

Голос Веры Федоровны «звучит» и в мелодекламации А. С. Аренского на стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Она читала это произведение в одном из концертов А. Зилоти в Дворянском собрании в 1909 году.

«Я хорошо помню концерт, в котором Комиссаржевская читала эту мелодекламацию, — писала З. А. Прибыткова. — Хорошо помню и ее. Она была в скромном белом платье с высоким воротом, с длинными рукавами. Никаких драгоценностей. А в руках две ветки светло-лиловых орхидей, таких же хрупких и нежных, как она сама...

То, что делала Комиссаржевская в мелодекламациях, нельзя было назвать мелодекламацией в общепринятом смысле слова. Комиссаржевская умела все, к чему бы ни прикасался ее изумительный талант, углублять, облагораживать, окрашивать богатейшей гаммой тончайших ощущений. В мелодекламациях она говорила, просто и проникновенно говорила замечательные слова Тургенева. И, несмотря на то что слова произносила она совсем просто, казалось, что ее чудесный голос поет милую, русскую музыку Аренского».

Позднее Комиссаржевская любила исполнять эту мелодекламацию на домашних вечерах под аккомпанемент Александра Зилоти. А когда к ним в такие вечера захаживал брат Александра Сергей, то под его гитару все начинали петь цыганские романсы — и хозяева, и гости — Ходотов, Давыдов, Комиссаржевская...

«Голос» Комиссаржевской позднее был своеобразно запечатлен в пьесах Николая Ходотова, которого актриса буквально выпестовала и как актера, и как успешного драматурга. У него осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в пьесах, пересыпая диалоги своих влюбленных героинь подлинными словами Веры Федоровны...

Под впечатлением скоропостижной и трагической кончины Комиссаржевской, случившейся в феврале 1910 года, Рахманинов написал романс «Не может быть!..» на слова А. Майкова. А 10 февраля 1911 года, в годовщину ее смерти, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти дали в Дворянском собрании общедоступный концерт, исполнив Вторую сюиту Рахманинова, которую Вера Федоровна очень любила слушать в домашнем исполнении у Прибытковых на Конюшенной площади.

Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА,
президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества


[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/6aa/9ey5.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г. ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [~ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 815 [~SHOW_COUNTER] => 815 [SHOW_COUNTER_START] => 14.11.2014 10:50:49 [~SHOW_COUNTER_START] => 14.11.2014 10:50:49 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 14.11.2014 04:17:17 [~DATE_CREATE] => 14.11.2014 04:17:17 [CREATED_BY] => 58 [~CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [~CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:00:00 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:00:00 [MODIFIED_BY] => 58 [~MODIFIED_BY] => 58 [USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [~USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 106 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/ey_prochili+slavu_pevitsy/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/nasledie/ey_prochili+slavu_pevitsy/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 525 [~EXTERNAL_ID] => 525 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Ей прочили славу певицы, Наследие, , Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа. [SECTION_META_TITLE] => Ей прочили славу певицы [SECTION_META_KEYWORDS] => Ей прочили славу певицы [SECTION_PAGE_TITLE] => Ей прочили славу певицы [ELEMENT_META_TITLE] => Ей прочили славу певицы ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 525 [CODE] => ey_prochili slavu_pevitsy [XML_ID] => 525 [NAME] => Ей прочили славу певицы [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 624 [TIMESTAMP_X] => 14.11.2014 04:17:17 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 35157 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/6aa [FILE_NAME] => 9ey5.jpg [ORIGINAL_NAME] => 9Ey5.jpg [DESCRIPTION] => Иллюстрация из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства
В. Ф. Комиссаржевская в роли Монны Ванны в спектакле по пьесе «Монна Ванна» М. Метерлинка, 1903 г. [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 2465b32691a55125c8166fdac26ede14 [~src] => [SRC] => /upload/iblock/6aa/9ey5.jpg [ALT] => Ей прочили славу певицы [TITLE] => Ей прочили славу певицы ) [DETAIL_TEXT] =>

На вечерах Морского собрания Комиссаржевская и раньше не раз выступала — как певица. Она пела с сестрой под аккомпанемент своего бывшего жениха, организатора вечеров, блестящего морского офицера Сергея Зилоти, великолепно игравшего на гитаре.

Отец будущей актрисы, солист Императорских театров Федор Комиссаржевский, восхищался красивым контральто дочери и прочил ей славу певицы. Когда он возглавил в «Обществе искусства и литературы» класс оперного пения, Вера с сестрой посещали его уроки. Но здоровье не позволило Вере продолжать занятия вокалом, и она окончательно выбрала театр...

Известны сотни статей, воспоминаний, изданий писем, научных исследований и книг о театральной и режиссерской деятельности великой актрисы, сохранилось множество фотопортретов этой необыкновенно красивой женщины. В начале ХХ века в петербургской фирме «Граммофон Берлинер» (или просто «Граммофон») было выполнено несколько грамзаписей чтения Комиссаржевской. Не существует лишь записей ее пения.

Однако интонацию голоса актрисы удалось передать Сергею Рахманинову. Ему приходилось бывать на домашних репетициях будущего театра Комиссаржевской, он не раз слышал, как Вера Федоровна читала там Чехова, и написал романс «Мы отдохнем» на слова из пьесы «Дядя Ваня». «В том, как говорила Комиссаржевская чеховские слова и как воплотил их в музыку Рахманинов, чувствуется единая внутренняя линия, единое понимание», — писала актриса и режиссер Зоя Прибыткова, на квартире которой в доме на Конюшенной площади происходили те встречи.

Голос Комиссаржевской, ее сценические манеры вдохновили Рахманинова на создание оперы «Монна Ванна» (1906 — 1907). А когда он писал оперу «Франческа да Римини» (1905), облик главной героини также ассоциировался у него с речью и обликом Франчески в исполнении Комиссаржевской.

Голос Веры Федоровны «звучит» и в мелодекламации А. С. Аренского на стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Она читала это произведение в одном из концертов А. Зилоти в Дворянском собрании в 1909 году.

«Я хорошо помню концерт, в котором Комиссаржевская читала эту мелодекламацию, — писала З. А. Прибыткова. — Хорошо помню и ее. Она была в скромном белом платье с высоким воротом, с длинными рукавами. Никаких драгоценностей. А в руках две ветки светло-лиловых орхидей, таких же хрупких и нежных, как она сама...

То, что делала Комиссаржевская в мелодекламациях, нельзя было назвать мелодекламацией в общепринятом смысле слова. Комиссаржевская умела все, к чему бы ни прикасался ее изумительный талант, углублять, облагораживать, окрашивать богатейшей гаммой тончайших ощущений. В мелодекламациях она говорила, просто и проникновенно говорила замечательные слова Тургенева. И, несмотря на то что слова произносила она совсем просто, казалось, что ее чудесный голос поет милую, русскую музыку Аренского».

Позднее Комиссаржевская любила исполнять эту мелодекламацию на домашних вечерах под аккомпанемент Александра Зилоти. А когда к ним в такие вечера захаживал брат Александра Сергей, то под его гитару все начинали петь цыганские романсы — и хозяева, и гости — Ходотов, Давыдов, Комиссаржевская...

«Голос» Комиссаржевской позднее был своеобразно запечатлен в пьесах Николая Ходотова, которого актриса буквально выпестовала и как актера, и как успешного драматурга. У него осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в пьесах, пересыпая диалоги своих влюбленных героинь подлинными словами Веры Федоровны...

Под впечатлением скоропостижной и трагической кончины Комиссаржевской, случившейся в феврале 1910 года, Рахманинов написал романс «Не может быть!..» на слова А. Майкова. А 10 февраля 1911 года, в годовщину ее смерти, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти дали в Дворянском собрании общедоступный концерт, исполнив Вторую сюиту Рахманинова, которую Вера Федоровна очень любила слушать в домашнем исполнении у Прибытковых на Конюшенной площади.

Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА,
президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества


[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [ACTIVE_FROM] => 14.11.2014 04:09:29 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 815 [SHOW_COUNTER_START] => 14.11.2014 10:50:49 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 14.11.2014 04:17:17 [CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:00:00 [MODIFIED_BY] => 58 [USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3318 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Голос Комиссаржевской сохранили Аренский и Рахманинов [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Голос Комиссаржевской сохранили Аренский и Рахманинов [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3319 [VALUE] => Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3320 [VALUE] => 514 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 514 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3321 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей). [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей). [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3331 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3332 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3333 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3321 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей). [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей). [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Великая русская актриса Вера Комиссаржевская, 150 лет со дня рождения которой исполнилось 8 ноября, дебютировала в 1889 году в одноактной пьесе П. П. Гнедича «Горящие письма» на скромном театральном вечере в Морском собрании столичного Флотского экипажа, располагавшемся в Крюковских казармах (в этом здании не так давно открылся Центральный военно-морской музей). ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3319 [VALUE] => Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА, ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3320 [VALUE] => 514 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 514 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 214 (5340) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3331 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3333 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => Y [VALUE_XML_ID] => Y [VALUE_SORT] => 500 [VALUE_ENUM_ID] => 1 [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Y ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3318 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Голос Комиссаржевской сохранили Аренский и Рахманинов [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Голос Комиссаржевской сохранили Аренский и Рахманинов [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Голос Комиссаржевской сохранили Аренский и Рахманинов ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 3332 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 106 [~ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [~TIMESTAMP_X] => 2014-09-01 19:20:37 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [~DATE_CREATE] => 2014-09-01 19:20:37 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Наследие [~NAME] => Наследие [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 15 [~LEFT_MARGIN] => 15 [RIGHT_MARGIN] => 16 [~RIGHT_MARGIN] => 16 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [~SEARCHABLE_CONTENT] => НАСЛЕДИЕ [CODE] => nasledie [~CODE] => nasledie [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/nasledie/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Наследие, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Наследие [SECTION_META_KEYWORDS] => Наследие [SECTION_PAGE_TITLE] => Наследие [ELEMENT_META_TITLE] => Наследие ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/nasledie/ )

На вечерах Морского собрания Комиссаржевская и раньше не раз выступала — как певица. Она пела с сестрой под аккомпанемент своего бывшего жениха, организатора вечеров, блестящего морского офицера Сергея Зилоти, великолепно игравшего на гитаре.

Отец будущей актрисы, солист Императорских театров Федор Комиссаржевский, восхищался красивым контральто дочери и прочил ей славу певицы. Когда он возглавил в «Обществе искусства и литературы» класс оперного пения, Вера с сестрой посещали его уроки. Но здоровье не позволило Вере продолжать занятия вокалом, и она окончательно выбрала театр...

Известны сотни статей, воспоминаний, изданий писем, научных исследований и книг о театральной и режиссерской деятельности великой актрисы, сохранилось множество фотопортретов этой необыкновенно красивой женщины. В начале ХХ века в петербургской фирме «Граммофон Берлинер» (или просто «Граммофон») было выполнено несколько грамзаписей чтения Комиссаржевской. Не существует лишь записей ее пения.

Однако интонацию голоса актрисы удалось передать Сергею Рахманинову. Ему приходилось бывать на домашних репетициях будущего театра Комиссаржевской, он не раз слышал, как Вера Федоровна читала там Чехова, и написал романс «Мы отдохнем» на слова из пьесы «Дядя Ваня». «В том, как говорила Комиссаржевская чеховские слова и как воплотил их в музыку Рахманинов, чувствуется единая внутренняя линия, единое понимание», — писала актриса и режиссер Зоя Прибыткова, на квартире которой в доме на Конюшенной площади происходили те встречи.

Голос Комиссаржевской, ее сценические манеры вдохновили Рахманинова на создание оперы «Монна Ванна» (1906 — 1907). А когда он писал оперу «Франческа да Римини» (1905), облик главной героини также ассоциировался у него с речью и обликом Франчески в исполнении Комиссаржевской.

Голос Веры Федоровны «звучит» и в мелодекламации А. С. Аренского на стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы». Она читала это произведение в одном из концертов А. Зилоти в Дворянском собрании в 1909 году.

«Я хорошо помню концерт, в котором Комиссаржевская читала эту мелодекламацию, — писала З. А. Прибыткова. — Хорошо помню и ее. Она была в скромном белом платье с высоким воротом, с длинными рукавами. Никаких драгоценностей. А в руках две ветки светло-лиловых орхидей, таких же хрупких и нежных, как она сама...

То, что делала Комиссаржевская в мелодекламациях, нельзя было назвать мелодекламацией в общепринятом смысле слова. Комиссаржевская умела все, к чему бы ни прикасался ее изумительный талант, углублять, облагораживать, окрашивать богатейшей гаммой тончайших ощущений. В мелодекламациях она говорила, просто и проникновенно говорила замечательные слова Тургенева. И, несмотря на то что слова произносила она совсем просто, казалось, что ее чудесный голос поет милую, русскую музыку Аренского».

Позднее Комиссаржевская любила исполнять эту мелодекламацию на домашних вечерах под аккомпанемент Александра Зилоти. А когда к ним в такие вечера захаживал брат Александра Сергей, то под его гитару все начинали петь цыганские романсы — и хозяева, и гости — Ходотов, Давыдов, Комиссаржевская...

«Голос» Комиссаржевской позднее был своеобразно запечатлен в пьесах Николая Ходотова, которого актриса буквально выпестовала и как актера, и как успешного драматурга. У него осталось около четырехсот писем актрисы, которые он позже использовал в пьесах, пересыпая диалоги своих влюбленных героинь подлинными словами Веры Федоровны...

Под впечатлением скоропостижной и трагической кончины Комиссаржевской, случившейся в феврале 1910 года, Рахманинов написал романс «Не может быть!..» на слова А. Майкова. А 10 февраля 1911 года, в годовщину ее смерти, Сергей Рахманинов и Александр Зилоти дали в Дворянском собрании общедоступный концерт, исполнив Вторую сюиту Рахманинова, которую Вера Федоровна очень любила слушать в домашнем исполнении у Прибытковых на Конюшенной площади.

Людмила КОВАЛЕВА-ОГОРОДНОВА,
президент Санкт-Петербургского Рахманиновского общества


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook