Буза «без политики»

Как известно, в конце января российское студенчество отмечает свой праздник - День святой Татьяны. Корнями он уходит в день, когда императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании Московского университета. Петербургское студенчество с давних пор отмечало свой «корпоративный праздник» 8 февраля, в годовщину основания Петербургского университета.

Буза «без политики» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Нередко после официальной части студенты устраивали не только шумные вечеринки. Шествия по Невскому проспекту частенько заканчивались рукоприкладством. Так, 8 февраля 1895 года произошла драка между студентами и дворниками у ресторана Палкина на углу Невского и Владимирского проспектов. Однако все это были только цветочки. Того, что произошло 8 февраля 1899 года, когда Петербургский университет отмечал свое 80-летие, никто не ожидал...

За несколько дней до праздника ректор Университета В. И. Сергеевич строго предупредил: «...Если произойдет нарушение порядка, полиция обязана прекратить его во что бы то ни стало. Закон предписывает также употребление силы для прекращения беспорядков... Виновные могут подвергнуться: аресту, лишению льгот, увольнению и исключению из Университета и высылке из столицы».

Студенты восприняли подобные угрозы как оскорбление. И когда на торжественном заседании 8 февраля ректор поднялся на трибуну, студенты разразились свистом и гиканьем, не дав ему выступить... Когда затем они небольшими группами стали расходиться по домам, путь через Дворцовый мост им преградил отряд конной полиции. Студенты, которых становилось все больше, повернули к Николаевскому (ныне Благовещенскому) мосту, однако дойти успели только до Румянцевского сквера, где их догнала полиция.

Студенты начали кидать в стражей порядка снежками, однако те явно были не настроены шутить. Конные полицейские ворвались в безоружную толпу, избивая студентов нагайками...

На следующий день около двух тысяч студентов Университета - более половины всех учащихся - собрались на сходку. Волнения продолжились и на следующий день: студенты решили с 10 февраля приостановить занятия в Университете.

В резолюции сходки говорилось: «Мы возмущены насилием, жертвами которого мы были 8 февраля, насилием, унижающим человеческое достоинство, насилием, которое было преступно даже в применении к самому темному и безгласому слою населения». Студенты требовали для учащихся всех высших учебных заведений «гарантии физической неприкосновенности личности и возможности обжалования всех действий полиции в общих судебных учреждениях».

К забастовке присоединились многие вузы Петербурга, а через несколько дней она охватила почти все вузы России. В ней принимали участие около 25 тыс. студентов, то есть около двух третей студентов страны. Власти ответили репрессиями: участники стачки были исключены из университетов, а 2160 человек высланы (иногородних отправляли по месту жительства). Исключенных призвали в солдаты.

За студентов заступились ученые. Академики А. Н. Бекетов и А. С. Фаминцын добились царской аудиенции и убедили Николая II назначить комиссию для расследования событий в столичном Университете. По результатам ее работы был составлен доклад, в котором резко критиковались действия полиции и Министерства народного просвещения. Он не был официально обнародован, однако в том же году был опубликован вольной печатью за рубежом и распространялся в России нелегально.

Волну протестов удалось сбить, тем не менее студенческий бунт произвел немалое впечатление на властей. В фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранился приказ по петербургскому градоначальству и столичной полиции от 7 февраля 1900 года и секретное приложение к нему. В нем говорилось: «Настроение студентов Санкт-Петербургского университета и других высших учебных заведений столицы, по имеющимся сведениям, спокойное и далеко от мысли учинить какие-либо организованные беспорядки в день университетского праздника в день 8-го сего февраля. Напротив того, с большею уверенностью можно сказать, что масса студентов искренно желает, чтобы день этот прошел вполне благопристойно и без всяких даже случайных осложнений...».

Акцент делался на корректное отношение полицейских к студентам. «Поэтому господа полицмейстеры... должны прежде всего проникнуться мыслю, что в настоящем году они имеют дело с благоприятным настроением большинства студентов. И остается только своевременно предусмотреть, изолировать от толпы и устранить корректно-законными приемами могущие быть случаи нарушения со стороны незначительной по количеству, неблагонамеренной части молодежи».

Действительно, судя по сообщениям печати, никаких беспорядков в тот день не произошло... В начале 1920-х годов предпринималась попытка провозгласить 8 февраля «днем революционного студенчества», но этот праздник не прижился.

КСТАТИ

По сей день 8 февраля является памятным днем Санкт-Петербургского государственного университета, связанным с датой его основания.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 025 (5887) от 10.02.2017.


Комментарии