Беглянки-гимназистки

«Барышни, собрав вещи, в пятницу выехали по Николаевской железной дороге, и первую остановку сделали в Любани. Здесь они осведомились, где находится ближайший монастырь. Оказалось... Христорождественский женский монастырь в Твери... Долгое время девочки ходили около ограды, не решаясь переступить порог обители, но, наконец, преодолели страх». Так 3 декабря 1916 года «Петроградский листок» повествовал об авантюрном путешествии двух юных воспитанниц Мариинской гимназии...

Беглянки-гимназистки | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Одна из 15-летних беглянок, Ольга, была дочкой протоиерея Скорбященской церкви Владимира Покровского, что находилась в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте. Вторая, Нина, происходила из театральной семьи Фокиных. Ее отец Александр Фокин был основателем Троицкого театра (миниатюр), дядя Михаил - известным хореографом.

Родители узнали о побеге только в полдень от директора гимназии. Начались поиски. Впрочем, оказалось, что девушки все-таки оставили родителям послания, в которых сообщали, что отправились путешествовать, но куда - умолчали.

«Письмо Оли Покровской написано в очень трогательных тонах. Она уверяет родителей, что горячо любит их и что у нее никого более близкого и дорогого нет, кроме папы и мамы, но что она дала слово подруге и хочет его исполнить», - сообщалось в «Петроградском листке».

Отец Владимир лично обратился к начальнику сыскной полиции и даже к столичному градоначальнику, который обещал оказать полное содействие. Фотографии девушек были растиражированы и оперативно разосланы по отделениям полиции. Обратились к беглянкам и через печать: «Глубоко огорченные родители убедительно просят дочерей, если им попадется на глаза этот номер газеты, вернуться в отчий дом и успокоить их страдания». Обеспокоенность вызывало и то, что девочки отправились в путь почти без денег и только в той одежде, в которой ушли в гимназию.

Родителям было чего опасаться. Во время Первой мировой войны массовым явлением стало бегство детей на фронт. Согласно опросу 1915 года, который провел среди подростков профессор Киевского университета Василий Зеньковский, 40% юношей и 33% девушек в возрасте до 16 лет готовы были присоединиться к воюющим соотечественникам. Причем подобные поступки приветствовались в обществе. Выходили даже издания, посвященные детским подвигам. Так, в брошюре «Юные герои» восхвалялись дети и подростки, которые презрели «теплоту семейного уюта и уходили в темную даль трудных военных будней, туда, куда влекло их сознание долга и пылкое воображение».

Неужели же и гимназистки отправились на фронт? Протоиерей Владимир Покровский вспоминал, что однажды его дочь проговорилась об идее паломничества. На вопрос, насколько это серьезно, ответила: «Нет, папа, этот только так».

С полной откровенностью и об обстоятельствах побега, и о его цели девочки рассказали инокине Александре, когда уже переступили порог монастыря в Твери. Они поведали ей, что задумали большое путешествие, которое носило бы «подвижнический характер» и было бы полно лишений...

Монахиня, выслушав беглянок, сказала: «Побудьте у нас - исповедуйтесь, поговейте, помолитесь, и я даже подожду говорить о вашем приходе игуменье». Девочки пробыли в тверском монастыре два дня, затем решили отправиться дальше - в Москву. Однако обители Первопрестольной произвели на них совсем другое впечатление. Богатство, роскошь и отчужденность от природы смутили их и заставили даже отказаться от намеченной прежде поездки в Киев.

Девочки вернулись в тверской монастырь, где им так понравилось. Там их и нашел протоиерей Покровский, занявшийся поисками параллельно с полицией. Вскоре беглянки вернулись в Петроград...

На фоне своих «фронтовых» сверстников девушки-паломницы не выглядели героически, и больше пресса не вспоминала про побег «восторженных головок», как назвал гимназисток в одной из публикаций корреспондент «Петроградского листка». Совсем скоро шагнувшую в 1917 год страну стали будоражить совсем другие события.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (5862) от 29.12.2016.


Комментарии