Академик домашних сцен

В истории искусства немного примеров, когда за короткий срок живописец создает произведения огромного художественного значения, покорившие современников и потомков. К этому ряду относится творчество художника Павла Андреевича Федотова, родившегося двести лет назад, 22 июня (4 июля) 1815 года.

Академик домашних сцен | ФОТО Chamille-White/shutterstock.com

ФОТО Chamille-White/shutterstock.com

Вехи его судьбы хорошо изучены исследователями: окончание с золотой медалью 1-го Московского кадетского корпуса, назначение в Петербург, служба в лейб-гвардии Финляндском полку, посещение вечерних рисовальных классов Академии художеств на правах вольнослушателя. В 1844 году по домашним обстоятельствам он вышел в отставку в чине капитана с правом ношения мундира, после чего создал произведения, вписавшие его имя в историю русского искусства. За полотно «Разборчивая невеста» (1847) художник был признан «назначенным академиком», а «Сватовство майора» (1848) позволило совету Академии художеств 30 сентября 1848 года присвоить Федотову звание академика «по живописи домашних сцен»...

Художник еще некоторое время был востребован публикой, но затем его положение стало меняться к худшему. Причиной этому могло служить упоминание его имени в делах петрашевцев, когда некоторые участники собраний указали на П. Федотова в качестве «своего художника», способного наглядно изобразить пороки общества. На живописца начались гонения цензуры и прессы, публика отвернулась от его творчества. Как следствие – нищенское существование, психическое расстройство и смерть в лечебнице для душевнобольных 14 (26) ноября 1852 года.

Сегодня значительные собрания произведений Федотова находятся в Русском музее и Третьяковской галерее, но прежде они в разные годы принадлежали более ста учреждениям и лицам, включая Александра II. Последний, будучи еще великим князем, заказал художнику-офицеру акварели «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» и «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка». Они перешли по наследству к Александру III, а затем и Николаю II.

Большинство сюжетов работ Павла Федотова было связано с армейской жизнью: после выхода в запас художник часто встречался со своими бывшими сослуживцами, они же становились героями его работ. Сегодня это позволяет нам увидеть более 70 поименно известных современников художника. После смерти Федотова в музее офицерского собрания лейб-гвардии Финляндского полка появилась постоянная экспозиция о нем, а командование других полков старалось разместить в помещениях офицерских собраний копии его работ...

Однако Павел Федотов был не только живописцем, но еще поэтом и композитором. Сочиненная им в 1841 году «Солдатская песня» для лейб-гвардии Финляндского полка исполнялась и в конце XIX века. Используя традиции народного творчества, он сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на московских выставках, что подробно описывалось в воспоминаниях современников. Самое знаменитое произведение – стихотворение на сюжет картины «Сватовство майора».

Исследователи творчества художника приводят в пример изданную в 1857 году в Лейпциге поэму художника «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», непременно добавляя, что в России она была запрещена и распространялась только в рукописных вариантах. Короткие отрывки из «шутки-поэмы» после смерти художника публиковались на страницах некоторых журналов, а один из ее вариантов был опубликован только в 1872 году в майском номере исторического журнала «Русская старина» под названием «Майор».

Вот лишь несколько строк из поэмы:

Впрочем, есть еще места,
На которых и спроста,
Без особенной науки,
Можно греть порядком руки.

Не об жалованье речь,
Совесть можно сбросить с плеч!
Ведь такие нынче годы!
Говорят все про доходы.

В 1889 году журнал снова обратился к творчеству художника. На его страницах были опубликованы написанные в первой половине 1849 года басни Федотова «Цветки садовый и оранжерейный», посвященные «моим новым знакомым смолянкам», и «Пчела и цветок». В редакцию эти авторские рукописи попали от Надежды Петровны Жданович, которую художник изобразил в 1849 году на портрете в голубом платье с белым передником – форменной одежде воспитанниц Смольного института. Федотов был дружен с семейством Жданович в последние годы жизни. В начале XX века Надежда Жданович передала в Русский музей несколько федотовских портретов своих близких...

Исследователи творчества живописца до сих пор сталкиваются с открытиями. Не так давно частный коллекционер принес на консультацию в Русский музей небольшой женский портрет, который специалисты определили как неизвестную до сего времени работу Павла Федотова, выполненную в 1850 году. И уже осенью этого года в Русском музее планируют впервые представить этот портрет широкой публике – в ходе выставки, посвященной творчеству Федотова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (5507) от 24.07.2015.


Комментарии