«...слишком стар, чтоб верить другому»

В прошлом выпуске полосы «История» было опубликовано интервью кандидата исторических наук доцента Института истории СПб госуниверситета Надежды Милютенко, посвященное в том числе событиям 862 года – призванию варягов на Русь. Вокруг этой даты споры ведутся с давних времен. Как известно, в 1862 году торжественно отмечалось тысячелетие основания Российского государства, однако некоторые историки доказывали, что праздновать юбилей надо было на десять лет раньше.

«...слишком стар, чтоб верить другому» | ФОТО e X p o s e/shutterstock.com

ФОТО e X p o s e/shutterstock.com

Летописец Нестор в «Повести временных лет» относит начало русской истории к 852 году. В переводе Д. С. Лихачева статья из повести звучит так: «в год 6360 (от сотворения мира. – А. Р.), индикта 15 (налоговой переписи в Византии, происходившей раз в 15 лет, то есть в год переписи. – А. Р.), когда начал царствовать Михаил (речь о византийском императоре Михаиле III, правившем в 842 – 867 годах. – А. Р.), стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом».

Очевидно, речь идет о походе флотилии русов на Константинополь под предводительством киевских князей Аскольда и Дира. Получив выкуп, русы вернулись обратно, частично приняв крещение.

Однако через десять лет, повествуя в статье за 6370 (862) год о событиях на севере Руси, летописец вновь возвращается к вопросу о начале русской государственности. Говоря о призвании варяжского (русского) князя Рюрика, он поясняет: «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Одним из первых к вопросу о хронологии «Повести временных лет» обратился академик Иоганн Филипп Круг. В своем докладе, прочитанном в Академии наук в 1812 году и опубликованном только в 1848-м, он обратил внимание на разницу в десять лет между началом царствования Михаила III и летописной датировкой этого факта. Исходя из этого, ученый предлагал перенести все события начальной русской истории на десятилетие назад и датировать призвание Рюрика 852 годом.

В начале 1852 года в одном из петербургских журналов появилась анонимная статья, в которой наступивший год объявлялся годом тысячелетнего юбилея России. Статью перепечатали московские издания, и вскоре в обеих столицах с жаром начали обсуждать этот вопрос. Историк и публицист М. П. Погодин и академик А. А. Куник возражали против привязки всех событий «Повести временных лет» к какой-либо летописной дате, полагая, что Нестор определял датировку тех или иных событий путем сложных операций с несколькими источниками.

Вскоре в дискуссию вмешалась государственная власть. По предложению министра народного просвещения П. А. Ширинского-Шахматова вопрос о дате образования русского государства обсуждали ученые, в том числе такие авторитеты, как Я. И. Бередников и Н. Г. Устрялов. Они пришли к выводу, что у византийских историков нет никаких упоминаний о событиях 852 года, отметив, что эта дата почерпнута из народного предания или домашних записок, которыми, без сомнения, руководствовался Нестор. Напротив, дата призвания Рюрика в 862 году была принята как единственно правильная, однако достоверных свидетельств в пользу этой даты найдено не было.

В итоге 21 августа 1852 года Николай I начертал резолюцию на докладе министра народного просвещения: «Того мнения и я, ибо так учен был в свою молодость и слишком стар, чтоб верить другому». Тем же указом было строжайше предписано «держаться вопроса летоисчисления преподобного Нестора и руководствоваться оным в точности во всех учебных заведениях Министерства народного просвещения». Царь поставил точку в дискуссиях, и в школьных учебниках закрепился 862 год как дата начала русской государственности. Эта традиция продолжается и сегодня.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (5570) от 21.10.2015.


Комментарии