Агитфарфор для крейсера революции

Прожженный «морской волк» с трубкой в зубах, красноармеец в буденовке и рабочий - такие символические герои изображены на декоративном блюде, преподнесенном крейсеру «Аврора» рабочими и служащими Государственного фарфорового завода имени Ломоносова. Повод - десятилетие Красной армии и Красного флота. Картина так и дышит послереволюционной художественной «вольницей», еще весьма далекой от выверенных и приглаженных персонажей более позднего советского времени.

  Агитфарфор для крейсера революции | Символический пейзаж заднего плана - под стать «рубленым» лицам героев: дымят трубами и крейсер «Аврора», и гиганты-первенцы советской индустрии. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Символический пейзаж заднего плана - под стать «рубленым» лицам героев: дымят трубами и крейсер «Аврора», и гиганты-первенцы советской индустрии. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Раритет, датированный 1928 годом, хранится в Центральном военно-морском музее. Как отмечают его сотрудники, «агитационный фарфор» был своеобразным видом плаката первого десятилетия советской власти - тогда, когда метод соцреализма еще не был утвержден как единственно правильный и возможный.

- Это единичная работа, абсолютный эксклюзив. На обратной стороне - личная подпись автора произведения Ивана Ризнича, - говорит научный сотрудник музея Ольга Цехановская. - Удивительно, что в момент его создания мастеру было всего двадцать лет. Двумя годами ранее, окончив художественную школу в Павловске, он пришел живописцем на Государственный фарфоровый завод, бывший Императорский.

Когда еще в 1918 году завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, главная задача предприятия была заявлена следующим образом - «помочь преобразить обстановку жизни людей». Художественным руководителем завода был назначен блестящий рисовальщик мастер графической миниатюры Сергей Чехонин. Именно он заложил основы стилистики агитфарфора, ставшего уникальным явлением своего времени. Это была часть масштабного плана идеологической пропаганды, призванного средствами культуры и искусства показать революцию, ее героев и новую счастливую жизнь.

Что же касается Ивана Ризнича, то блюдо на морскую тему, возможно, в чем-то предвосхитило страницы его биографии. В 1930 - 1933 годах он служил по призыву на Черноморском флоте, а Великую Отечественную войну прошел на кораблях Балтики. Защищал Ленинград. Потом снова вернулся на фарфоровый завод. Любопытно, что основные темы его творчества были далеки от политики и идеологии: животные и природа.

Художник любил охоту, великолепно знал повадки зверей. Подчас он сочетал анималистику с историческими темами, как, например, в произведении «Ленин на охоте». В 1975-м Ризнич блестяще выполнил правительственный заказ - роспись «охотничьего» сервиза в подарок Леониду Ильичу Брежневу. Тот, как известно, тоже был заядлым любителем охоты...

И еще одна любопытная деталь: отцом художника был один из первых теоретиков и практиков морского подводного плавания, которого тоже звали Иван Ризнич. Во время Первой мировой войны он был командиром субмарины, а потом начальником дивизиона подводных лодок особого назначения, базировавшихся на севере. Во время Гражданской войны оказался на стороне белых. Художник Иван Ризнич со слов второй жены отца записал в дневнике, что тот погиб в 1920 году на «барже смерти», затопленной красными в Белом море.

#фарфор #завод #Ризнич

Комментарии