Главная городская газета

Леся Анатольевна КОЛЕСНИКОВА

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Владимир Николаевич ТИМОФЕЕВ

Директор Музея городской скульптуры Читать полностью

Олег Николаевич ПУГАЧЕВ

Директор Зоологического института РАН, академик Читать полностью

Оксана Игоревна МОРОЗАН

Директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга   Читать полностью

Михаил Михайлович БОБРОВ

Почетный гражданин Санкт-Петербурга Читать полностью

Рене ФАЗЕЛЬ

Президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Читать полностью
Леся Анатольевна КОЛЕСНИКОВА | Фото предоставлено музейным агентством Ленинградской области

Фото предоставлено музейным агентством Ленинградской области

Букет незабудок петербуржцам

Не за горами весна, а значит, петербуржцы устремятся за пределы города – в Ленинградскую область. Многие отправятся не только жарить шашлыки на природе, но и приобщиться к истории и культуре родного края. А значит, заглянут и в областные музеи, которые служат точками притяжения для всех путешествующих по региону. Двадцать шесть из них, самые разные, в том числе военно-исторические, литературные, художественные, краеведческие, входят в единую структуру – Музейное агентство Ленинградской области.


– Леся Анатольевна, что нового предложат областные музеи?

– Рассказать можно об очень многом. К примеру, в музее «Домик няни» в Кобрине будет завершен наш проект, осуществленный вместе с Художественно-промышленной академией имени Штиглица. Возле музея появится «Поляна сказок» – деревянные скульптуры, выполненные руками студентов по мотивам произведений Пушкина. Скульптуры уже готовы, весной будут установлены. Мы надеемся, что это станет красивым началом туристического сезона. А еще рядом с музеем няни Пушкина откроется новый павильон. В нем будут проходить встречи, занятия с детьми.

В деревне Кобона посетителей ждет восстановленный музей «Дорога жизни» – филиал музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». А в Ивангородской крепости появился новый музейный объект – Малый пороховой амбар. Его открытие стало результатом программы приграничного сотрудничества.

Конечно же, летом в Ивангороде и Кореле пройдут традиционные фестивали исторической реконструкции. Кроме того, в той же крепости Корела, а также в Рождествене вскоре появятся новые сценические площадки, которые позволят на новом уровне проводить праздники, военно-исторические фестивали.

После ремонта и реставрации открылся краеведческий музей в Тосно. Экспозиция посвящена кормилице будущего царя Николая II Марии Смолиной, жившей когда-то в этом доме, и вообще феномену царских кормилиц. Новый мультимедийный и информационно-выставочный комплекс увидят посетители Кингисеппского историко-краеведческого музея. Он позволит погрузиться в историю древней крепости Ям.

В этом году начнутся работы по реставрации дома-музея Римского-Корсакова в Тихвине, усадьбе Набоковых – Рукавишниковых в Рождествене. Наступают новые времена для Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея. Он находится на территории действующего монастыря, и в конце прошлого года начались работы по проектированию двух зданий в исторической части Тихвина, куда в дальнейшем переедут из обители экспозиция и фондохранилище.

Есть новые концептуальные идеи по поводу Лужского музея. В минувшем году мы выиграли грант фонда Потанина в номинации «Музейный десант», привлекли экспертов, которые подробно изучали состояние музея, состав его коллекций, исследовали интерес к нему со стороны жителей города. Предложения экспертов лягут в основу концепции дальнейшего развития музея.

Очень интересная идея сейчас разрабатывается для развития музея в деревне Астрача, посвященного сражению за Тихвин. Новую экспозицию предполагается развернуть вокруг историй двух мальчиков – советского Павла и немецкого Пауля, волею судьбы вовлеченных в страшные события войны...


– Как музеи чувствуют себя в нынешней непростой экономической ситуации?

– На самом деле они переживают далеко не худшие времена. Яркий пример – строительство павильона «Прорыв» в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». К слову, в Ленинградской области строительство специализированного здания для музея в последний раз происходило тридцать лет назад, в 1985 году, причем именно при создании упомянутого музея.

Обстоятельствами, способствующими развитию музеев, являются внимание правительства области, а также энтузиазм и профессионализм наших сотрудников. Конечно, всем хочется, чтобы изменения к лучшему происходили быстрее, а еще лучше мгновенно, но, к сожалению, не все возможно сразу.


– Не обижаетесь, что областные музеи нередко называют малыми?

– Нисколько. У малого музея особая миссия, свой путь развития. Как правило, такой музей выступает от имени не коллекции, а территории, является воплощением гордости жителей за историю своего города. В малых музеях первостепенное значение имеет профессиональная состоятельность сотрудников, их отношение к посетителям. Возьмем музей в крепости Корела в Приозерске... Его сотрудники смогли сплотить усилия не только областных структур, но и местного сообщества – муниципальную власть, предпринимателей. Музей получает большую поддержку. И, конечно, всякий, кто попадает в это место, понимает, что оказывается в особом мире.

Есть примеры совсем маленьких музеев – в Шлиссельбурге, Луге, в той же деревне Астрача, где работают люди, влюбленные в свое дело. Когда я говорю об эффективности наших областных музеев, я всегда в качестве примера привожу Новоладожский историко-краеведческий музей. В Новой Ладоге живут около 9 тысяч человек, и количество посетителей музея составляет тоже 9 тысяч в год. Это, естественно, вовсе не значит, что в него раз в год ходит каждый житель, но просто говорит о том, насколько он востребован. Так что неправильно сравнивать музеи по количеству музейных предметов, находящихся на хранении, количеству посетителей.


– Не могу не задать вопрос о многострадальной крепости Копорье, доступ в которую несколько лет назад был закрыт из-за ее аварийного состояния. Изменилась ли там ситуация?

– Крепость находится в федеральной собственности. По инициативе губернатора Ленинградской области она была передана в безвозмездное пользование Музейному агентству. В прошлом году из резервного фонда губернатора Александра Дрозденко были выделены средства на работы, которые позволят сделать этот памятник безопасным для посещения. И совсем скоро мы сможем открыть крепость для туристов. Мы также рассчитываем на выделение средств из федерального бюджета на проведение реставрационных работ.


– А что по поводу пустующего Демидовского дворца в Тайцах? В прессе была информация, что он передан Музейному агентству и там будет картинная галерея...

– Идет процесс его передачи нам в безвозмездное пользование. Затем начнется реставрация и приспособление здания для музейного использования. Здания усадьбы могут быть наделены и представительскими функциями.

При этом совершенно не обязательно, что дворец в Тайцах и в дальнейшем будет находиться в структуре Музейного агентства. Понимаете, у нас особая роль, которую нам доверило правительство региона: мы даем жизнь и нередко пускаем в «свободное плавание». Примером тому может служить выделение из нашей структуры учреждения в прошедшем году Выборгского музея-заповедника и музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни».


– В минувшем году мне довелось побывать в Приютине, и, честно говоря, я был опечален тем, что увидел. Здание, в котором находится музей, обветшало, соседнее и вовсе в руинах. Когда изменится ситуация?

– Музеи – вообще хрупкая институция, которая нуждается в постоянной заботе, профессиональном внимании и финансовой поддержке. Господский дом, в котором, собственно, и располагается экспозиция, последний раз реставрировался в 1990 году. Сейчас усадьба готовится к комплексной реставрации, которая будет проводиться в рамках сотрудничества Ленинградской области с Международным банком реконструкции и развития.

Мы приложим максимум усилий для восстановления этого усадебного комплекса. Ведутся исследовательские и проектные работы, и надеемся, что в 2017 году в Приютине начнутся масштабные работы. Во втором господском доме – тех самых руинах, о которых вы сказали, – после реставрации разместится открытое хранение фондов. Ведь наши музеи располагают уникальными экспонатами, которые в постоянных экспозициях представлены лишь в небольшом процентном соотношении.


– Еще одна проблемная точка – упомянутый вами краеведческий музей в Новой Ладоге. Знаю, что в прошлом году его пришлось даже закрыть для посещения из-за аварийного состояния дома...

– Музей расположен в купеческом особняке, это замечательный памятник провинциального градостроительства. На 2016 – 2017 гг. запланированы проектные и реставрационные работы.

Сейчас, несмотря на то что здание закрыто для посетителей, сотрудники работают на других площадках, ведут занятия в школах, проводят экскурсии по исторической части города. Кстати, в нынешнем году музей реализует проект фонда Потанина в рамках конкурса «Страна-музей». Он посвящен одному из главных объектов культурного наследия Новой Ладоги – Петровскому каналу. На его берегах будут установлены двенадцать стендов, рассказывающих об этом выдающемся гидротехническом памятнике начала XVIII века.

Добавлю, что у Новоладожского музея появится еще одна площадка: в прошлом году на средства областного бюджета был выполнен проект реставрации здания Офицерского собрания в Новой Ладоге, связанного с памятью о полководце Александре Суворове. Реставрация начнется в этом году...

Вообще же следует понимать, что невозможно за короткий срок преодолеть последствия многих лет недофинансирования. Конечно, на фоне очевидной ветхости многих объектов перечисленные выше планы и достижения являются лишь малой толикой...


– Уже много сказано о том, что можно увидеть в области. Но ведь и в Петербурге есть площадка, где музеи из региона регулярно представляют свои коллекции. Я имею в виду выставочный зал в дирекции Музейного агентства на улице Смольного, 3, в двух шагах от Смольного собора...

– Да, это так. В минувшем году, когда Музейное агентство впервые принимало участие в акции «Ночь музеев», мы представили здесь проект «Букет незабудок». Каждый из музеев, входящих в наше учреждение, представил на свое усмотрение один предмет, ассоциирующийся, по мнению его сотрудников, с понятием «память». Такова была тема фестиваля в «Ночь музеев» в 2015 году.

Этот проект позволил нам впервые на одной площадке показать все наши музеи. Выставка вызвала большой интерес петербуржцев, с успехом была представлена на форуме «Интермузей» и у наших финских коллег. Полезным было также вступить с посетителями в общение в неформальной обстановке, узнать их мнение и выслушать пожелания. В этом году мы вновь подали заявку в оргкомитет фестиваля, определили тему нашей выставки, но пока сохраним ее в секрете.

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook