Евгений Кириллович ВОЛКОВ

Евгений Кириллович ВОЛКОВ | ФОТО из архива Е. ВОЛКОВА

ФОТО из архива Е. ВОЛКОВА

Музыка народная и царская

12 июня по инициативе благотворительного фонда «Классика» состоится беспрецедентная акция «День России в мире». Одновременно в пяти странах на четырех континентах выступят пять известных российских коллективов:
ЗКР Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством Николая Алексеева в «Карнеги-холле» в Нью-Йорке,
Государственная академическая капелла им. Глинки под управлением Александра Чернушенко в Национальном центре исполнительских искусств Пекина,
Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого в Международном конференц-центре Иерусалима,
ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга» под управлением Михаила Гантварга в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В Европе нашу страну представит Государственный академический русский хор им. А. В. Свешникова. Музыканты выступят в престижном Зале Гаво в Париже.


– Евгений Кириллович, расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы выбрали, чтобы ознакомить французов, как сказано в релизе, «с истинным обликом России».

– Идея фестиваля состоит в том, чтобы коллективы исполняли русскую музыку, знакомили людей с подлинным обликом России. Это разговор от сердца к сердцу вне идеологических и политических рамок.

С нами в качестве вокалиста будет выступать великолепный баритон, солист Мариинского театра, народный артист России Юрий Лаптев. В программе хора широкая палитра отечественной музыки – от времен Ивана Грозного до современности, а также различные пласты русского фольклора. Будут сочинения, особенно интересные для зарубежного слушателя, например, музыка русских царей: Ивана Грозного и Феодора Алексеевича, старшего единокровного брата Петра I. Мы покажем этапы развития нашей хоровой культуры: классицизм – Дмитрий Бортнянский, зарождение национальной школы – Михаил Глинка. Разумеется, представим шедевры Чайковского, Танеева, Рахманинова.

В этом году исполнилось и 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, и 100 лет со дня премьеры рахманиновской «Всенощной». А ведь известно, что вторую жизнь этой вершине русской музыки дали именно Свешников и Госхор – их историческая запись получила все мыслимые и немыслимые призы, в том числе французские. Кроме Рахманинова исполним хоровой диптих «Христос», относящийся к той же эпохе. Он составлен нами из духовных концертов Павла Толстякова и Михаила Шорина, которые объединены «прямой речью» Христа, вложенной в уста солиста, и представляют «пограничный жанр» между церковной миниатюрой и мини-оперой. Второе отделение – это в основном фольклор. Свешниковские обработки народных песен для нас остаются эталоном, они прошли с хором всю его историю, доныне звучат свежо и ярко; само собой, французские слушатели смогут с ними ознакомиться.


– На Западе большой интерес к русскому фольклору?

– Нормальный человек, как мне кажется, не может не тянуться к фольклору, причем не только к своему, на каком-то подсознательном уровне. Когда ты слышишь народную песню, в душе начинают шевелиться струны, связанные с детством, и даже не столько с ним, сколько с всечеловеческой генетической памятью. Поэтому обращение к искусству народа очень важно. И «авторская» музыка самая интересная, на мой взгляд, – та, которая основана на фольклорных интонациях. Мы покажем песни разных жанров: и плясовые, и эпические, и философские. Есть в программе воинские песни, которые во многом связаны с эмиграцией, с «русским Парижем». У нас будет подарок – надеюсь, приятный – для французов: в архивах мы нашли неизвестную обработку «Партизанской песни» французского Сопротивления. В нашей стране ее знают по репертуару Ива Монтана. Le chant des partisans, ее в 1945 году даже хотели, кажется, сделать новым гимном Франции.

Музыку и слова написала русская эмигрантка Анна Смирнова-Марли, французский текст – Жозеф Кессель и Морис Дрюон, в будущем знаменитый писатель. Это все факты достаточно известные, а вот обработка, принадлежащая перу Арама Ильича Хачатуряна, никогда раньше не исполнялась и вообще не известна фактически никому. Состоится мировая премьера! Думаю, получится чудесное напоминание о дружбе и боевом братстве наших великих народов в год 70-летия Победы.


– А как отразите современную эпоху?

– В данной программе современность будет представлена произведениями московских композиторов Кирилла Волкова и Владимира Довганя. В их творчестве органично совмещены традиции русской музыки: искренность высказывания, связь с интонационной сокровищницей народного искусства – и множество новаторских приемов, технических элементов.


– Какие традиции в хоровом искусстве связаны с именем Свешникова?

– Понятие «традиция» в исполнительстве я рассматриваю исключительно в духовном плане. Боже упаси пытаться законсервировать некое звучание, некую стилистику, найденные великими музыкантами прошлого, и бездумно называть это «традицией». Если говорить о традициях подлинно ценных и всегда актуальных, это фанатичная преданность музыке, это верность русской классике и народной песне, это работа с современными авторами. Напомню, что в свое время Свешников дал дорогу в хоровой музыке и Евгению Голубеву, и его ученику Альфреду Шнитке, и Георгию Свиридову, и целой плеяде своих воспитанников-композиторов: Родиону Щедрину, Владиславу Агафонникову, Александру Флярковскому и многим другим. Осуществил премьеры Шостаковича, Шебалина, Эшпая... Список можно продолжать до бесконечности. Александр Васильевич, со всей своей внешней репутацией «классика», не боялся работать со смелой новаторской музыкой, и мы это вслед за ним делаем.


– Кто из современников пишет самые, на ваш взгляд, достойные произведения для хора?

– Слава богу, даровитых композиторов сейчас очень много – и в Москве, и в Петербурге, и по всей России. Можно выбирать из разноцветья стилей и манер: от ультраконсервативных композиций до крайнего авангарда. И везде встречается искренняя, убедительная музыка. На мой взгляд, каждый может для себя выбрать что-то самое близкое, самое волнующее. Но, чтобы этот выбор мог происходить, новой музыке надо давать возможность звучать, надо чаще осуществлять премьеры. Следуя примеру своего дорогого учителя великого дирижера Бориса Григорьевича Тевлина, я активно пропагандирую искусство современников, стараюсь вовлечь в орбиту Госхора максимальное количество композиторских имен.


– Вы согласны, что сейчас в России наблюдается всплеск внимания к хоровому искусству?

– Знаменательное событие – возрождение Всероссийского хорового общества. Думаю, прежде всего оно благотворно отразилось на самодеятельном и студенческом хоровом движении. Ведь никакое другое искусство не несет столько просветительского потенциала. В хоре могут петь абсолютно все. Еще Ушинский говорил: «Запоет школа – запоет страна». Пение, особенно совместное, развивает людей нравственно, помогает усвоить мысли, содержащиеся в текстах. Напомню, что ведь в древней Спарте распевались даже законы.


– Ваши ученики в Московской консерватории сильно отличаются от людей вашего поколения?

– Проблема отцов и детей – явление и реальное, и надуманное. Реальное – потому, что разные поколения видят мир по-разному; надуманное – потому, что надо просто быть мудрым, признавая сей факт. Мы обязаны понять тех, кто идет за нами, и дать им дорогу в мир, найти точки соприкосновения. Поколения соединяют нравственные основы, или, как сейчас принято говорить, «базовые ценности». Их и надо привить поколению «детей», а они, как эстафету, передадут полученное от нас дальше. Иначе народ перестает существовать.

В Московской консерватории сейчас две кафедры выпускают хоровых дирижеров; я преподаю на кафедре современного хорового искусства, которую основал мой учитель Борис Тевлин, а сейчас ею заведует профессор Лев Конторович. Там ведется очень интересная научная и творческая работа.


– Существует ли разница между петербургской и московской исполнительскими школами?

– Об этом нет смысла говорить. Слава богу, сейчас нет антагонизма школ в нашей специальности, мы крепко дружим и делаем одно дело. Обе школы великие и значимые, а из их различий происходит «цветущая сложность» российского хорового искусства. И это прекрасно!


– Хор им. Свешникова часто выступает в Петербурге...

– Я счастливый человек, потому что в период моего руководства Хором им. Свешникова мы стали здесь часто появляться и нас уже полюбила петербургская публика. Мне довелось привезти сюда коллектив в сентябре 2014 года в Большой зал Филармонии на концерт «Ленинградцы. 900 дней военной жизни», посвященный юбилею полного освобождения города от блокады; в годовщину начала блокады мы с Юрием Лаптевым пели в Спасе-на-Крови. 1 апреля этого года исполнили «Всенощное бдение» Рахманинова в Исаакиевском соборе. А в конце сентября вновь в Большом зале Филармонии совместно с оркестром под управлением Александра Титова споем произведения российских композиторов, посвященные Великой Отечественной войне. В программе – Дмитрий Шостакович, Александр Мосолов, Арам Хачатурян и Гавриил Попов. Некоторые сочинения будут звучать впервые с военных лет. Например, симфония-поэма «Украина» Мосолова, увертюра-кантата «К Победе» Гавриила Попова – скорее всего, в основе фрагмент его неоконченной оперы «Александр Невский», создававшейся в блокаду. Мы сейчас разбираемся в авторских рукописях. Я люблю этот архивный поиск, и для меня важно воскрешать незаслуженно забытую музыку.


– Чем из воскрешенных шедевров особенно гордитесь?

– Всей программой «Ленинградцы. 900 дней военной жизни». Эта удивительная программа настолько сильно затронула меня, что я с огромной радостью прошел бы заново весь процесс ее подготовки, начиная «с нулевого цикла».

Подготовила Полина ВИНОГРАДОВА



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (5477) от 11.06.2015.


Комментарии