Главная городская газета

Артем Олегович ЗНАМЕНЩИКОВ

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Гость редакции

Владимир Николаевич ТИМОФЕЕВ

Директор Музея городской скульптуры Читать полностью

Олег Николаевич ПУГАЧЕВ

Директор Зоологического института РАН, академик Читать полностью

Оксана Игоревна МОРОЗАН

Директор Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга   Читать полностью

Михаил Михайлович БОБРОВ

Почетный гражданин Санкт-Петербурга Читать полностью

Рене ФАЗЕЛЬ

Президент Международной федерации хоккея (ИИХФ) Читать полностью
Артем Олегович ЗНАМЕНЩИКОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Кому легенда,
кому дом родной

Весь прошлый год крейсер «Аврора» был в центре общественного внимания. После масштабного ремонта, продолжавшегося два года, он вернулся на свою стоянку к Нахимовскому училищу. Нет сомнения, что об «Авроре» будут немало говорить и в нынешнем году, связанном со столетием событий 1917 года. Ведь крейсер - едва ли не главный их символ... Сегодня «Аврора» не только музей, но и корабль № 1 Военно-морского флота России. Нынешний командир крейсера капитан 3-го ранга Артем Знаменщиков молод, ему всего тридцать два года.


- Артем Олегович, наверное, командовать «Авророй» было вашей заветной мечтой?

- Честно говоря, о такой высокой чести даже и не мечтал. Хотел стать военно-морским офицером, и это сбылось...

Я родился в Севастополе и с детства был окружен людьми, которые ковали военно-морскую славу. Мой дед Михаил Знаменщиков прошел всю Великую Отечественную. А дядя, капитан 1-го ранга Анатолий Иванович Капранов, уже после войны служил на Черноморском флоте. Именно он приобщал меня к военно-морским традициям. Так сложилось, что я с двух лет рос без отца, и дядя помогал воспитывать во мне мужской характер. Моя мама, которой я тоже очень горжусь, всю жизнь работает воспитательницей в садике для детей военных моряков, отдала этой работе сорок два года. Она и сегодня живет в Севастополе, занимается любимым делом...

Окончив среднюю школу в Севастополе, я поехал в Питер - поступил в военно-морское училище имени Дзержинского. Потом, с 2006-го по 2009 год, учился в Академии государственной службы. Служил на Балтийском флоте на самом современном по тому времени сторожевом корабле «Неустрашимый». Прошел семь боевых служб, побывал в нескольких заграничных походах.

Затем меня перевели в Петербург - в бригаду строящихся и ремонтирующихся кораблей. А в 2013 году предложили принять участие в конкурсе на должность командира крейсера «Аврора». Я был одним из двенадцати кандидатов, причем самым младшим и по званию, и по возрасту. Отбор проводил лично главнокомандующий Военно-морским флотом.

- Интересно, по каким критериям?

- Играли роль знание языков, истории нашей страны и флота, опыт боевой службы, в моем случае плюсом было и окончание Академии госслужбы. Главнокомандующий сказал мне тогда: «Если не справишься - через полгода мы тебя уволим». Вот с этим грозным «напутствием» я и живу по сей день...

Если бы мне после окончания училища сказали, что я стану командиром «Авроры», - ни за что бы не поверил. Да и вообще предложение стать командиром легендарного крейсера было для меня неожиданным, поскольку я, честно говоря, не сильно рассчитывал на то, что пройду по конкурсному отбору.

Безусловно, я ощущаю, что быть командиром «Авроры» - великая ответственность. И очень трепетно отношусь к своей должности и к самому кораблю.

- Последние годы были непростыми в жизни «Авроры». Корабль прошел сложнейший ремонт...

- Да, и все это время экипаж находился на нем круглосуточно, потому что именно он в первую очередь отвечал за качество ремонта. На ночь оставалась дежурная вахтенная смена. Как командир корабля, я благодарен всем специалистам и вышестоящему командованию за то, что ремонт прошел успешно. За то, что мы снова стоим на своем родном, историческом месте. Я вообще благодарен всем людям, которые неравнодушны к «Авроре»...

Об одном из них хочу сказать особо. Речь - о директоре департамента культуры Министерства обороны Антоне Губанкове. Я знал его не один год, нас связывали хорошие, дружеские отношения. Это был тот человек, с которым можно было свободно, не подбирая слов и не думая об эмоциях, разговаривать практически на любые темы.

Без преувеличения, он вложил в «Аврору» частичку своей души. Все проблемы ремонта, а также создание обновленного музея на корабле держались на его плечах.

Он жестко отстаивал позиции, связанные с крейсером «Аврора». Благодаря в том числе и его стараниям ремонт корабля был завершен вовремя. Поэтому недавнюю гибель Антона Николаевича (напомним, он погиб при авиакатастрофе самолета Минобороны в Черном море 25 декабря 2016 года. - Ред.) я лично воспринял очень близко к сердцу...

- Чем сегодня живет корабль?

- Наш крейсер не только музей, но и корабль Военно-морского флота России. Сегодня это живой организм. В первую очередь потому, что здесь постоянно находится экипаж. Его главная задача - обеспечение безопасности и сохранности корабля. Ведь в летнее время здесь бывают ежедневно от полутора до двух тысяч туристов. И в то же самое время, когда идут экскурсии, экипаж отвечает за все сложнейшие системы жизнеобеспечения, действующие на крейсере.

Экипаж - тридцать человек. Из них матросов - четырнадцать. Остальные - офицеры, мичманы, воспитатели. Матросы, которые служат на корабле, - самые обычные призывники.

Как командир корабля, я стараюсь отбирать экипаж по принципу: чем дальше находится регион, из которого новобранец, тем лучше... Поэтому отдаю предпочтение ребятам с Урала, Дальнего Востока, из Сибири... Почему? Во-первых, мам и пап на дорогих машинах будет меньше на Петроградской набережной, а во-вторых, как показывает опыт, призывники из далеких регионов отличаются крепким здоровьем. Вахта на верхней палубе «Авроры» - круглосуточная, а это при коварной и непредсказуемой питерской погоде требует выносливости. И еще, конечно, чтобы попасть на наш корабль, надо отличаться достойным воспитанием.

Новобранец принимает присягу, проходит курс молодого бойца и оказывается на корабле, где мы сразу же вводим его в курс дела. Рассказываем об истории «Авроры», говорим о той великой чести, которая выпала призывнику, и о той громадной ответственности, которая на него возлагается...

- Существует ли посвящение в «авроровцы»?

- Конечно. У нас есть традиция проводов матросов-призывников, отслуживших свой год на флоте, и это прощание одновременно является и посвящением новичков. Новобранец видит, с какими почестями экипаж «Авроры» провожает того, кто отслужил здесь срочную службу. Матросы выстраиваются на борту корабля, звучит марш «Прощание славянки». И, когда матрос, расставаясь с кораблем, спускается по трапу, экипаж отдает воинское приветствие.

На «Авроре» три жилых кубрика: один - на двенадцать человек, второй - на десять, третий - на пять. У каждого, кто служит на корабле, - своя койка, свой рундук. Для матросов, круглосуточно живущих здесь, созданы все условия. Горячая вода, стиральные машины... На борту корабля есть даже спортивный зал. Члены экипажа посещают музеи города, театры, Филармонию...

- Но все-таки служба здесь не санаторий?

- Конечно, нет. Это каждодневный напряженный труд. Распорядок, как и везде на флоте. Подъем в шесть утра. В двадцать два ноль-ноль - отбой. Все по уставу.

Со своей стороны я стараюсь делать все, чтобы быть хорошим командиром, воспитателем для матросов, служащих на «Авроре».

Мне хотелось бы, чтобы пребывание на «Авроре» осталось светлым пятном в их жизни, чтобы они всегда могли сказать: «Службой на крейсере горжусь». Для меня важно, что, когда эти ребята, отслужив, возвращаются домой, они привозят с собой частичку Петербурга, частичку нашего знаменитого корабля. Рассказывают о нем своим родителям, родным, друзьям.

- Насколько реально освоить морское дело на музейном корабле, который стоит на вечной стоянке?

- Да, мы не ходим в плавания, но у нас другие задачи. Каждый имеет свой участок ответственности, начиная от приборки и заканчивая сложными системами обеспечения жизнедеятельности корабля. У матроса-новобранца уходит два-три месяца на то, чтобы освоить все механизмы. Здесь ведь достаточно сложные современные устройства - и дизель-генераторы, и системы сжатого воздуха, и это все нужно досконально знать.

Хочу еще подчеркнуть, служба на «Авроре» - чрезвычайно ответственная. Задач у корабля очень много, в том числе и специфических, связанных с военно-морским церемониалом, встречей на борту официальных иностранных делегаций и высших лиц страны. Достаточно сказать, что в июле 2016 года на «Авроре» в связи с ее открытием после ремонта побывал верховный главнокомандующий - президент России.

- «Аврора» ведь еще остается и своего рода учебной базой Нахимовского училища?

- Да, для нахимовцев выделены специальные часы, когда они здесь занимаются практическими занятиями. Согласно указанию министра обороны России, в ходе последнего ремонта на корабле было сделано два специальных учебных помещения - боцманский класс и класс первичной подготовки. На «Авроре» нахимовцам наглядно объясняют, что такое фок-мачта, грот-мачта, что такое рангоут, такелаж...

Кроме того, есть и личный момент: к контр-адмиралу Алексею Борисовичу Сурову, начальнику Нахимовского училища, я отношусь как к учителю и наставнику. Когда я сомневаюсь, какое решение принять, всегда спрашиваю его совета.

- Для одних «Аврора» - прежде всего символ Октябрьской революции, для других - военная реликвия Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. Для третьих - памятник российского кораблестроения. А для вас?

- А для меня - родной дом, а еще корабль-символ, прошедший практически через все ключевые события российской истории ХХ века. В то же время «Аврора» - еще и неотъемлемая часть облика нашего города, один из его важнейших символов. Без его силуэта сегодня просто невозможно представить облик невских берегов.

Иногда можно услышать, что, после того как в ходе ремонта 1984 - 1987 годов была заменена подводная часть крейсера - ее воссоздали по историческим чертежам, он стал «ненастоящим». Уверен, что это не так: на «Авроре» ощущается настоящий дух боевого корабля. Более того, хотя я человек несуеверный, но хочу отметить: нас как будто бы оберегает ангел-хранитель. Поясню, о чем речь. В ходе последнего ремонта здесь было проведено более трех тысяч потенциально опасных работ, связанных с использованием открытого огня - газосварки, электросварки, мембранной сварки. И ни одного нештатного случая! Все прошло точно и четко, без каких-то неожиданностей, сюрпризов и шероховатостей.

Вообще «Аврора» во всех отношениях - непростой, необычный корабль. На отношение к нему людей он как будто бы отвечает взаимностью. Заметил: у людей, которые относятся к «Авроре» с любовью и уважением, и в жизни все складывается хорошо.

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ




Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook