Главная городская газета

Антон Юрьевич ПЕТРОВ

Генеральный директор Дирекции скоростного сообщения РЖД

729
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Гость редакции

Владимир Анатольевич ГРИГОРЬЕВ

Главный архитектор города Читать полностью

Петр СВИДЛЕР

Международный гроссмейстер Читать полностью

Людмила Александровна ГУБЧЕВСКАЯ

Директор музея-заповедника «Старая Ладога» Читать полностью
Антон Юрьевич ПЕТРОВ |

Когда поезд
быстрей самолета

На исходе 1871 года «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали своим читателям: «С субботы 18 сего декабря ежедневно будет отправляем из Петербурга в Москву и обратно скорый поезд для пассажиров 1-го и 2-го классов. Время в пути 15 часов 45 минут». Для той поры это была настоящая сенсация. Ровно через 138 лет наша же газета писала: «Сегодня новый поезд «Сапсан» совершит свой первый официальный рейс из Москвы в Петербург. Завтра начнется регулярное движение «Сапсанов» между столицами. Время в пути составит всего 3 часа 45 минут». О том, как скоростные поезда изменили облик пассажирских перевозок и почему на «Сапсане» можно доехать до столицы быстрее, чем долететь, рассказывает наш сегодняшний гость.


- Антон Юрьевич, 17 декабря железнодорожники считают своим праздником - Днем высоких скоростей. Вы помните, как зарождался проект «Сапсанов» и «Аллегро»?

- Завтра праздник не только железнодорожников, а, по сути, всей страны. Россия присоединилась к странам, имеющим высокоскоростное движение, и теперь люди ездят в поездах XXI века.

Первый шаг на этом пути был сделан в апреле 2005 года на Ганноверской ярмарке, когда в присутствии президента РФ Владимира Путина и федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера между ОАО «РЖД» (президентом компании тогда был Геннадий Фадеев) и фирмой «Сименс АГ» был подписан договор о первом этапе проектирования высокоскоростных и скоростных поездов для России. Основной документ - контракт на разработку, изготовление и поставку восьми высокоскоростных поездов - был подписан в Сочи 18 мая 2006 года. Позже был заключен дополнительный договор на изготовление еще восьми «Сапсанов». Сейчас у нас их шестнадцать.

Конечно, поезд спроектировали немцы, но при участии и под контролем наших ученых, специалистов. Непосредственно реализацией проекта занимались начальник депо «Металлострой» Дмитрий Пегов (ныне - начальник Московского метрополитена) и первый заместитель начальника департамента технической политики РЖД Владимир Андреев. Роль первой скрипки исполнял главный инженер РЖД Валентин Гапанович. И если птица сапсан занесена в Красную книгу, то его тезка - высокоскоростной сдвоенный состав длиной 500,8 метра - в «Книгу рекордов России» как самый длинный скоростной поезд.

- За семь лет «Сапсан» заметно «повзрослел». Как проходит его дальнейшая адаптация к российским железным дорогам?

- Я бы сказал, что очень хорошо. Поезда по-прежнему ходят с установленной скоростью, плавно и бесшумно. На сегодня «Сапсан» - это самый современный пассажирский поезд на наших магистралях. Кроме того что в Германии произвели надежный в эксплуатации высокоскоростной экспресс, «Сапсаны» в течение 30 лет будут обслуживаться компанией «Сименс».

Успешной адаптации немецких экспрессов в России способствовала реконструкция депо «Металлострой», которую провели совместно наши и немецкие специалисты. Теперь по степени оснащенности в Европе равных ему нет.

- Время бежит быстро, и вслед за «Сапсанами» устремились «Аллегро» и «Ласточки». Парк вагонов скоростных поездов вырос значительно. Хватает ли производственных мощностей для его обслуживания и ремонта?

- Для технического обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» компанией «Сименс» построен специальный цех, который открылся в июне. Теперь мы имеем мощную производственную базу для проведения серьезных ремонтов, включая покраску, замену крупных отдельных узлов. Все это делается на производственной площадке «Сименс» в депо «Металлострой».

Цех, о котором уже рассказывала ваша газета, оснащен самым современным оборудованием. Там есть покрасочные камеры, четырехуровневый доступ к поездам: на нулевой уровень, в подвагонное пространство, в сами вагоны и на крышу, где тоже много технических элементов.

Кроме того, сервисная площадка имеет инновационный цех по ремонту колесных пар и тележек. Здесь есть даже лаборатория неразрушающего контроля, где оборудование поездов исследуется ультразвуком и магнитным порошком. И хотя работают там наши специалисты, качество ее контролируют представители «Сименс».

- Сейчас муссируется вопрос о производстве колес для «Сапсанов» в России. Насколько это реально?

- Безусловно, все колесные пары должны соответствовать российским стандартам. Однако немцы еще не приняли окончательного решения об установке на свои экспрессы колес российского производства. Сейчас вопрос находится в стадии переговоров.

- Кстати, о технических системах и их работе. Почему «Сапсаны» и «Аллегро» иногда останавливаются в пути?

- Любой поезд - это живой организм. И хотя, повторюсь, «Сапсаны» очень надежны, но, как любое транспортное средство, могут иногда выходить из строя. По сравнению с прошлым годом количество отказов на «Сапсанах» уменьшилось на 70%. Каждый подобный факт мы разбираем вместе со специалистами компании «Сименс», которая является подрядчиком технического обслуживания таких поездов. Этот подвижной состав, хотя и адаптирован для нашего климата, но испытывает значительные нагрузки из-за природных катаклизмов - например, частых переходов через нулевую температуру, когда то снег, то наледь. В Западной Европе, кстати, в сильный снегопад железнодорожное движение останавливается, а мы ездим.

«Аллегро» большую часть пути мчится по территории Финляндии. Там тоже непростые климатические условия: то сильное похолодание, то деревья падают, а иногда и лось прыгнет под колеса. Последний случай был 11 августа в этом году, когда деревья перекрыли пути и поезд встал. И все же главное, ради чего затевался этот проект, - ускорение, комфорт и сервис. И пассажиры это имеют. Теперь из северной столицы России в столицу Финляндии поезд идет всего 3 часа 27 минут.

- Насколько сейчас востребованы скоростные поезда?

- Сегодня «Сапсан» - в лучшей форме. За 11 месяцев текущего года мы перевезли более 4 млн пассажиров (на 37,3% больше, чем в январе - ноябре прошлого года). Со дня начала движения высокоскоростных поездов на них проехали 22,3 млн человек. В этом году мы увеличили периодичность курсирования «Сапсанов», теперь по рабочим дням между Петербургом и Москвой ходят 13 пар поездов, по выходным - 15 пар.

Полюбился россиянам и финнам поезд «Аллегро». В среднем за год в нем проезжают 380 тыс. пассажиров. Большой спрос на этот поезд как раз в новогодние праздники, когда мы увеличиваем число рейсов.

- Можно сказать, что железная дорога стала серьезным конкурентом авиации?

- Приведу факты: в октябре этого года 68% всех пассажиров проехали между Петербургом и Москвой по железной дороге. Из них 40% - в высокоскоростных поездах, и этот поток постоянно растет. «Сапсан» приносит хорошую прибыль компании «РЖД». Наш поезд опережает авиаторов не только по объемам перевозки пассажиров, но и по высокому качеству услуг. Подтверждает это такой факт: по итогам всероссийского конкурса «100 лучших товаров России», в преддверии Дня высоких скоростей нашей дирекции был вручен диплом победителя.

- У вас появилось еще одно доходное направление - Московское центральное кольцо...

- Да, здесь мы являемся перевозчиками с нашим подвижным составом «Ласточка». Это проект-рекордсмен. По кольцу в сутки проезжают более 300 тысяч пассажиров. Важно, что москвичи и гости столицы довольны. Пассажиры пересаживаются с автомобилей на «Ласточки», которых в нашей дирекции уже 100 составов. Из них 54 немецких и 46 российских, сделанных в Верхней Пышме. К 2021 году парк наших «Ласточек» должен увеличиться до 1200 вагонов. У этих электропоездов кроме комфорта и скорости есть и другие преимущества: у обычной электрички срок службы 28 лет, а у «Ласточки» - 40. Этот электропоезд реже заходит в депо, он менее затратный в обслуживании и уже сегодня по цене сопоставим с привычной для нас электричкой.

- Наши журналисты были на презентации МЦК и позавидовали москвичам, ведь в Петербурге ничего подобного нет. Может быть, такой проект осуществится в нашем городе?

- Как петербуржец, я хочу, чтобы здесь была создана хорошая транспортная система для людей. Но нашего с вами желания мало: к этому должна стремиться администрация города, ведь потребуются очень приличные средства.

- А чем помимо скорости вы привлекаете пассажиров?

- Прежде всего надо создать благоприятную, дружелюбную атмосферу в нашей дирекции, чтобы люди с радостью работали и передавали настроение в коллективы. Я благодарен Дмитрию Владимировичу Пегову, который стоял у истоков создания дирекции скоростного сообщения. Несмотря на то что наша дирекция самая молодая структура в ОАО «РЖД», атмосфера в коллективе товарищеская. Иначе нельзя достичь тех амбициозных целей, которые перед нами стоят. И люди живут этой работой.

У проводника есть две главные обязанности - организовать посадку пассажиров, окружить вниманием и, конечно же, улыбаться. Конечно, главные составляющие спроса - скорость, комфорт, цена. Пассажиру надо создать такую атмосферу, чтобы он понимал: его здесь ждут, и тогда он обязательно вернется на «Сапсан». Климат в вагоне создают начальник поезда, стюард и проводник. Поэтому на борт нашего поезда попасть непросто. В течение года мы проводим дополнительную подготовку персонала, работающего с пассажирами на борту. Сегодня в вагоне первого класса задействован только отобранный персонал, который прошел специальную подготовку. И люди стараются не потерять свое место.

- Значит, завлекаете пассажиров комфортом и скоростью. А ценой?

- Гибкая тарифная политика - одна из основных составляющих успеха. Смысл такой ценовой политики в том, что на каждый поезд в зависимости от спроса регулируется цена. Для поездки на дневных поездах, которые пользуются меньшим спросом, тарифы растут медленнее. Человек, у которого нет необходимости ехать в утренние часы или в вечерние, имеет возможность проехать в «Сапсане» по более доступной цене. 50% билетов на высокоскоростные поезда продаются ниже базового тарифа.

Базовый тариф (средний, экономкласс) - 3250 рублей. Это вполне доступное ценовое предложение, которое и позволило нам достичь населенности поездов на уровне 80%. Но если купить билет за 60 суток до поездки, он может стоить от 990 рублей. Чем раньше пассажир спланирует поездку, тем дешевле она обойдется.

- Что изменилось в сервисе на «Сапсане» за семь лет?

- Прежде чем что-то менять, мы детально изучаем мнение пассажиров. Для получения информации создали несколько каналов, включая электронную почту генерального директора. Адрес размещен на борту каждого состава, и люди напрямую пишут, а я отвечаю. Все в дирекции знают: если пассажир обращается ко мне, ответить должен я. Клиент должен знать, что его мнение для нас важно. Пожелания можно передать и с помощью сканирования электронных QR-кодов. Обобщаем всю обратную связь, вырабатываем свою маркетинговую политику. Поэтому платформа наших услуг постоянно расширяется. Стараемся идти в ногу со временем.

Допустим, клиентам не понравился кофе. Теперь в наших кофемашинах есть кофе на любой вкус. Пассажир нажимает кнопочку, приглашает стюарда, заказывает кофе, и через некоторое время стюард выполняет заказ. А вот совсем свежая новость. Завтра наши гости смогут первыми оценить предлагаемый ассортимент питания в «Сапсане», вкус, дизайн блюд и качество. Их мнение и будет учтено в утверждении бортового питания. Приглашаю вас на День высоких скоростей, где будет представлено новое меню.

- Какие торжества пройдут завтра?

- В рамках празднования Дня высоких скоростей на Ленинградском вокзале Москвы, а также на Московском и Финляндском вокзалах Санкт-Петербурга для пассажиров будет организована развлекательная программа. Пассажиры получат сувениры с символикой мероприятия.

Подготовила Надежда КОНОВАЛОВА


0028