Андрей Вячеславович ЛЫЗИН

Андрей Вячеславович ЛЫЗИН |

Ждешь автобус _ достань телефон

Два года назад в России был учрежден День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, который отмечается в последнее воскресенье октября. В нынешнем году _ 26 октября. От четкой работы общественного пассажирского транспорта зависит ежедневная жизнь горожан. Наш гость, с которым мы встретились накануне праздника имеет самое непосредственное отношение к этой проблеме.

Напомним: «Пассажиравтотранс» _ крупнейший петербургский перевозчик. Предприятие существует в нашем городе с 1926 года. Сегодня оно обслуживает 136 маршрутов. Ежедневно пассажиров перевозят 1380 его автобусов.



_ Андрей Вячеславович, вам, конечно, известно, сколько жителей Петербурга пользуются социальным общественным транспортом и что это за слои населения... Как вы считаете, при каких условиях со своих «коней» пересядут на ваши владельцы личного транспорта, чтобы освободить дороги от пробок?


_ Если судить по итогам работы за 9 месяцев этого года, автобусы предприятия уже перевезли 214 миллионов человек. Статистика показывает, что среди наших пассажиров больше всего экономически активных людей, которые пользуются электронными билетами, в том числе «электронным кошельком». Часто пользуются автобусом и льготники. Это тоже вполне объяснимо _ Петербург на четверть город пожилых людей.

Чтобы транспорт общего пользования работал эффективно, необходимо решать проблемы комплексно. Во-первых, вводить платные парковки в центре города, магистрали которого планировались и строились еще в XVIII веке и, естественно, не были рассчитаны на современный объем транспорта. Во-вторых, надо развивать систему перехвата. Если человек не может позволить себе парковать машину в центре, ему нужно предложить более экономичный вариант парковки с возможностью дальнейшего движения до нужного адреса на наземном транспорте или метро. Для общественного транспорта следует создавать всевозможные приоритеты. Именно приоритет делает его работу прогнозируемой, минимизирует время движения, и повышает привлекательность автобуса или троллейбуса для тех, кто готов отказаться от личного комфорта в автомобиле.


_ Значит, вы сторонник платных парковок и не видите в них помеху для общественного транспорта?


_ Сами по себе парковки не могут стать помехой для движения, например, автобусов. Но это в том случае, если они не будут затрагивать зоны остановок. Ничто не должно мешать пассажиру беспрепятственно пройти к автобусу или другому виду транспорта, чтобы войти в салон.


_ На каждой остановке указано расписание движения автобусов. Но, помниться, год назад город анонсировал новую идею: установить на остановках информационные табло, которые бы сообщали в режиме онлайн, через сколько минут на конкретной остановке появится конкретный маршрут (так, например, делается в Финляндии). От этого отказались?


_ Почему вы решили, что отказались? Отнюдь нет. Навигационное оборудование, которым оснащены наши машины, позволяет просчитывать время прибытия автобуса на остановку. Другой вопрос, что табло, о которых вы говорите, являются довольно дорогостоящим приобретением. Государственное казенное учреждение «Организатор перевозок» в настоящее время ищет варианты установки табло без привлечения бюджетных средств. Определяются требования к этому оборудованию. Возможно, к проекту будут привлечены инвесторы, поэтому говорить, что от этой идеи отказались, нельзя.

Кроме того, сейчас опять же силами ГКУ «Организатор перевозок» идет опытная апробация ресурсов, позволяющих по номеру конкретной остановки или QR-коду вывести на экран телефона или планшета пассажира, ожидающего транспорт, время прибытия того или иного маршрута.


_ Значит ли вышесказанное, что все машины «Пассажиравтотранса» оборудованы системой ГЛОНАСС? И как это сегодня влияет на качество обслуживания пассажиров?


_ Действительно, весь подвижной состав нашего предприятия оснащен навигационными модулями, что позволяет вести постоянный контроль за работой автобусов на линии. Мы можем оценить пробег автобуса, скорость его движения по всему маршруту и точность выполнения расписания. Конечно, это влияет на качество обслуживания пассажиров. На это работают и видеокамеры, которые мы установили уже в тысяче наших машин. Полученные данные также помогают нам оценить правильность действий нашего персонала. И главное _ это оборудование влияет на безопасность дорожного движения, оно дисциплинирует водителей.


_ Как известно, в последние годы предприятие активно обновляет свой автобусный парк. Это происходит за счет городского бюджета или есть собственные или иные инвестиции? Какое количество автобусов еще предстоит заменить на новые модели?


_ Обновление парка происходит и за счет бюджетных средств, и за счет собственной инвестиционной программы предприятия. Кроме средств, выделяемых бюджетом города, предприятие ежегодно планирует направлять на эти нужды более 300 млн рублей. Для того чтобы возить людей, техники у нас достаточно. Но часть парка, безусловно, не отвечает современным требованиям, в основном по комфорту пассажиров. У нас сегодня около четырехсот таких автобусов.


_ Хотелось бы знать, по какому принципу выбираются модели новых автобусов?


_ Все закупки осуществляются только на конкурсной основе с выполнением производителями тех требований, которые город предъявляет к автобусному парку. Это экологичность двигателя, низкопольность, доступность для маломобильных категорий населения, наличие современного информационного оборудования. Выбираем поставщика на основе лучшего ценового предложения и с соблюдением всех требований закона.


_ То, что автобусы низкопольные, с аппарелью и даже кондиционерами _ замечательно. Но многим не нравится, что в них меньше сидячих мест, кресла расположены высоко и поэтому малодоступны пожилым людям, а в некоторых автобусах внутри салона даже имеются ступеньки. Почему отдали предпочтение таким моделям?


_ Какими должны быть новые автобусы, определяет город. Основное требование _ низкий пол без ступенек. Ведь преодоление ступенек увеличивает время посадки и высадки пассажиров. Такие задержки, пусть и на несколько секунд, в конечном итоге могут значительно увеличить интервал движения автобуса, что для всех нежелательно. Некоторые производители действительно размещают сиденья на колесных арках, на возвышении. Другие заводы отказываются от такой схемы в пользу уменьшения общего количества сидений. Сейчас мы в свою очередь готовим предложения заводам, которые помогут им создать оптимальный для Петербурга салон автобуса. Мы с вами уже говорили, что Петербург _ город пожилых людей. Для них предусмотрены сиденья в передней части салона, где, как правило, ступенек нет. А молодые пассажиры в свою очередь должны проявлять внимание к людям преклонного возраста и не занимать не предназначенные для них места.


_ Топливо дорожает. Планируете ли вы более активно переходить на газомоторный транспорт и что для этого нужно?


_ Месяц назад правительством Петербурга была утверждена программа перевода транспорта на газомоторное топливо. Город намерен развивать его использование как альтернативу. Наш опыт эксплуатации 45 автобусов, которые ездят на компримированном газе, показывает, что экономия средств по статье «топливо» достигает 30%. Однако газовые автобусы стоят немного дороже дизельных. А расположение единственной заправки на Пулковском шоссе «съедает» экономию из-за непроизводительных пробегов автобусов. Поэтому необходимым условием для внедрения газомоторного топлива является увеличение количества заправок и их нахождение вблизи автопарков. Сегодня в перечень адресов для размещения АГНКС (автоматическая газонаполнительная компрессорная станция) включены Кубинская и Саперная улицы, на которых находятся наши филиалы.


_ Как известно, профессия «водитель» сегодня считается востребованной. Как вы подбираете кадры и существует ли на вашем предприятии их нехватка?


_ Сегодня я могу сказать, что дефицита водителей у нашего предприятия нет. Мы понимаем, что по уровню зарплаты нам трудно конкурировать с некоторыми другими отраслями производства. Но мы делаем упор на соблюдение законодательства и продуманную социальную политику. В настоящее время реконструируем медико-санитарную часть, где все сотрудники бесплатно получают медицинскую помощь. Заключили договор на организацию отдыха с лечением (на льготных условиях) в одном из пансионатов Сочи. Кроме того, с июля повысили зарплату линейным водителям автобусов до 50 тыс. рублей.


_ Не секрет, что работать водителем общественного транспорта сегодня сложно, а порой и опасно. Интересно, что за люди сейчас выбирают эту профессию, о чем говорят по окончании трудового дня, за что переживают?

_ Безусловно, водитель _ это призвание. Тот, кто приходит в эту профессию и остается в ней, в чем-то романтик. Как правило, это люди, у которых еще в детстве возник интерес к транспорту, технике, автомобилям. Дорога, улицы прекрасного города, пассажиры, которых нужно вовремя доставить, _ в таком труде, безусловно, есть элемент творчества.

А переживают водители, конечно, за тяжелую ситуацию на дорогах. За вынужденные несоблюдения графика, за нарушение интервала, когда людям приходится ждать автобус на остановках и куда-то опаздывать. Поэтому я хотел бы обратиться к уважаемым автомобилистам, которые зачастую создают помехи автобусам при движении, «подрезают» на трассе. Пожалуйста, помните, что в салоне автобуса одновременно могут находиться сто и более человек. И эти люди имеют полное право своевременно и, главное, безопасно доехать до места назначения. Уважайте, пожалуйста, пассажиров и водителей общественного транспорта.


_ Если ориентироваться визуально, то можно заметить, что среди водителей есть люди, которых можно назвать иностранцами. Привлекаете ли вы на работу таких граждан?


_ Сегодня количество водителей-иностранцев у нас минимально _ менее ста человек из более чем трехтысячного водительского коллектива. К тому же часть из них имеют вид на жительство в РФ. Мы проводим тщательный отбор соискателей и не планируем увеличивать количество так называемых гастарбайтеров.


_ Чем занимается ваш учебный комбинат?


_ В комбинате ведется подготовка водителей автобусов и переобучение с других категорий. Стоимость обучения желающий работать водителем автобуса может оплатить из своих средств. Но можно учиться и за счет предприятия, а потом изволь два года отработать. В этом году мы приняли на работу после обучения 93 водителей автобуса. Интерес молодых людей к этой профессии не может не радовать.


_ Давайте вспомним о кондукторах. Сначала говорили, что с введением валидаторов этих людей на транспорте не будет. Теперь валидаторы есть, но и кондукторы остались... И почему отказались от касс в автобусах?

_ Работа кондуктора не ограничивается продажей билетов. Кондуктор, по сути, представитель перевозчика в салоне транспортного средства. И, конечно, он контролирует правильность оплаты проезда. Со временем, наверное, эта профессия уйдет или трансформируется в другие формы контроля. В отношении аппаратов по продаже билетов скажу следующее: мы хотим сначала определить свои требования к этому оборудованию, чтобы потом его все-таки внедрить. Количество кассовых аппаратов в автобусах в ближайшее время может быть увеличено.


_ Что можете сказать по поводу еще одной своей структуры _ автовокзала на наб. Обводного канала? Насколько он загружен и почему этот вокзал не привлек на свою площадку автобусы дальнего следования, которые предпочитают базироваться у Московского и Балтийского вокзалов?


_ Автобусный вокзал на наб. Обводного канала удобен для пассажиров _ там есть все необходимые услуги как для них, так и для перевозчиков. Но загружен он не полностью, хотя, по существующим нормам, междугородные и международные рейсы должны отправляться только от автовокзалов или автостанций. Но некоторые компании предпочитают отправляться из неприспособленных для этого мест, тем самым, по сути, осуществляя нелегальные перевозки.

Кроме того, от названных вами железнодорожных вокзалов отходят нерегулярные (заказные и туристические) маршруты, на которые нормы не распространяются. Кстати, сейчас город занимается строительством сети автовокзалов для улучшения логистики входных транспортных потоков.


_ Как вы считаете, что нужно изменить в законодательстве, чтобы не было пробелов в работе общественного транспорта?


_ Если продолжать разговор о междугородных перевозках, то, к сожалению, у субъектов РФ, и у Петербурга, в частности, нет полномочий их контролировать и привлекать нарушителей к ответственности. Это, безусловно, пробел в законодательстве. Также сегодня в принципе нет единого законодательного акта, регулирующего сферу пассажирских перевозок. Часть приказов Министерства транспорта РФ отменена, но ничего нового в этой сфере пока не принято. Сейчас в Минтрансе РФ обсуждается ряд проектов нормативных документов, к разработке которых СПб ГУП «Пассажиравтотранс» привлекался в качестве эксперта.


_ Теперь о том, на что жалуются газете ваши пассажиры: не на всех маршрутах объявляют остановки; бывает, что на некоторых машинах реклама размещена таким образом, что закрывает окна: на ряде остановок не упорядочено взаимодействие с коммерческим транспортом _ из-за маршруток доступ к автобусам затруднен. Как этого избежать?


_ В каждом автобусе нашего предприятия указан телефон, по которому можно сообщить о некачественном обслуживании. Можно оставить сообщение на сайте предприятия. По всем нарушениям мы принимаем меры, наказываем сотрудников дисциплинарно и материально. В отношении бортовой рекламы сразу отмечу, что мы полностью отказались от нее несколько лет назад. Там, где она присутствует, _ не наши машины. Что касается остановок, то на них, как правило, имеется схема расстановки подвижного состава разных маршрутов. Комитет по транспорту контролирует выполнение этой схемы, и по ряду адресов проблемы с подъездом к остановкам решаются.

Пользуясь случаем, я хочу поздравить всех, чья работа связана с городским общественным транспортом, с профессиональным праздником, Успехов вам в нелегком труде.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5327) от 24.10.2014.


Комментарии