Женя едет на Таймыр

Сегодня вечером в Зоологическим институте разберут мамонта Женю и отправят домой, на Таймыр. То есть сегодня у петербуржцев последний шанс увидеть эту выдающуюся находку. В Зоологическом мамонт провел почти два года, пока таксидермисты делали чучело, но в готовом виде предстал на обозрение общественности всего на несколько дней. Это вроде бонуса Петербургу за то, что создал такой экспонат – а работы с нашей стороны вели не только сотрудники Зоологического института, но и – неожиданно – Музея истории города: там классные реставраторы по коже.

Женя едет на Таймыр | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ученые и таксидермисты избегают сантиментов; чаще произносят не «Женя» (так назван мамонт в честь нашедшего его в 2012 году школьника Евгения Салиндера), а «Сопкаргинский мамонт» – по месту находки на Таймыре.

– В мире это всего второй найденный труп половозрелого мамонта, – комментирует Екатерина Петрова, специалист по крупным плейстоценовым млекопитающим (занималась реставрацией костей).

Да, обычно находят фрагменты взрослых мамонтов либо останки мамонтят. Первый труп взрослого животного нашли в 1900 году, и тоже в России: знаменитый Березовский мамонт стал постоянным экспонатом музея Зоологического института. Трудностей в доставке останков и превращении их в экспонат за сто с лишним лет не убавилось: что тогда, что сейчас везли из отдаленных районов (в этот раз помогли службы МЧС); как и Березовский мамонт, Женя был в изначальном варианте «не конфетка». Особенно когда 700-килограммовая глыба мерзлого грунта с останками начала оттаивать – тут, как говорится, впечатлительных просьба покинуть помещение.

– Мое личное мнение: называть полусгнившие трупы животных людскими именами, мягко говоря, не очень правильно, – категоричен Юрий Стариков, старший таксидермист института, реставратор высшей квалификации по естественно-историческим предметам.

К слову, Юрий Владимирович – первый и пока единственный в стране аттестованный реставратор в этой области.

Таксидермист продолжает:
– Если бы любители очеловечить природу хотя бы минут 15 поковырялись в этой груде гниющего мяса с отвратительным запахом, вытаскивая осклизлые кости, – у них бы на несколько дней пропал аппетит.

Вот Березовский мамонт назван корректно, по месту находки, реке Березовке. Можно еще по фамилии автора находки – так в научном мире принято. У нас же журналисты постарались: мамонтенок Дима, найденный в 1977 году в Магаданской области, назван был по ручью Дима (ударение на последний слог), но ударение в публикациях не ставили, название превратилось в имя, и пошло-поехало: Маша (1988), Люба (2007)...

– Был забавный случай, – рассказывает научный сотрудник института Игорь Доронин. – Мамонтенок Люба назван в честь жены оленевода, нашедшего останки. У нас компания ВВС снимала передачу, привезли сюда и оленевода, и жену его Любу, сообщают ей: «А вы знаете, что в честь вас назвали?» Та: «Не надо!!! Называйте в честь соседки!» У некоторых народов Сибири плохой приметой считается не то что быть тезкой доисторического животного – даже найти его труп.

Мамонт Женя, хоть и половозрелый, а подросток: ему было 13 – 16 лет (если не считать минувших 37 – 38 тысяч лет). В холке – 2,5 метра, но еще не достиг максимального размера, да и в любом случае не перерос бы африканского слона.

От чего погиб, предстоит разбираться. Уже известно, что был хворым: то ли от инфекции, то ли из-за индивидуального отклонения в развитии у него был только один бивень, а челюсть – скошена. У мамонтов, как и у слонов, – матриархат, поясняют ученые; подростков-самцов изгоняют из стада. В одиночку Жене, очевидно, совсем уж тяжко было добывать еду – одним-то бивнем разгребать снег.

Сохранилась только правая половина тела; шкура и мягкие ткани на черепе и нижней челюсти тоже были утрачены. Так что голова Жени – «новодел». Со скрупулезно восстановленным бивнем и ухом. Оно, заметьте, маленькое – если по пропорциям, то совсем как у человека (такая адаптация к холодам; слоновьи «лопухи» – понятно, спасение от жары).

То, что найденыш взрослый, повлекло за собой открытие. Первобытные люди рисовали на стенах пещер мамонтов с горбом, и исследователи полагали, что горб образован остистыми отростками шейных позвонков.

– На самом деле оказалось, что в этом месте накапливалось большое количество жира, который позволял переживать холода, – говорит Екатерина Петрова.

Чтобы компенсировать недостающую половину тела, уложили мамонта на бок. Сверялись по фото, на котором изображен убитый слон. Чучело делали «по традиционной технологии, но используя современные средства, химреактивы»: на изготовление анатомических препаратов тонна спирта ушла. Осталось довольно много мышечной ткани, остальное восполняли папье-маше, пенопластом. Чучело получилось довольно легким и, главное, разборным – что удобно для путешествий: мамонты в качестве экспонатов очень прибыльны, говорят сотрудники института. Потому что популярны – вторые по популярности вымершие животные после динозавров.

Сейчас Женя отправится в Таймырский краеведческий музей, а потом наверняка объедет весь мир. Кажется, Япония уже очередь забила.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии