В тупике Усть-Славянки

Усть-Славянка – поселок в составе Петербурга, расположившийся к востоку от Рыбацкого, сегодня напоминает большую стройплощадку. Сотни тысяч квадратных метров жилья трудно вообразимой доселе плотности приходят на смену деревянным избушкам. Но если первые дома уже возводятся, то реконструкция дорог только планируется, и это не сулит новоселам ничего хорошего.

В тупике Усть-Славянки  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Населенный пункт на берегу Невы существовал еще при шведах. Дореволюционная деревня до последнего времени не теряла своего очарования. Еще недавно здесь сохранялось (теперь – только местами) множество частных домов, некоторые датировались XIX веком. По легенде, до сих пор здесь стоит фундамент шведской сторожевой башни – именно на нем будто бы в свое время был построен главный в округе памятник архитектуры – дом Слепушкина. К началу 1990-х в Усть-Славянке жили около тысячи человек.

Но город неумолимо наступал. Еще бы, ведь ближайшая станция метро – «Рыбацкое» – находится в каких-нибудь двух-трех километрах от поселка. Пешком можно дойти. Как и до Невы. Планы по созданию на месте деревянных домов «спального» района вынашивались еще в 1980-е. До дела дошло несколько позже. Право на новую застройку значительной территории поселка, ограниченной береговой линией рек Невы и Славянки, а также проектируемой магистралью, было продано в 2009 году компании «СПб реновация».

В 2013 году под первую очередь создаваемого в рамках реновации жилого квартала, известного тогда под проектным названием «Гутенбург» («хороший город» в переводе с немецкого), начали сносить первые 22 дома Усть-Славянки. Всего планировался снос около 50 зданий – это значительная часть местной застройки. Новое строительство началось весной нынешнего года.

Проект к тому моменту получил новое название «Живи в Рыбацком». Но стоит взглянуть на проектные иллюстрации, и это оптимистичное название вызовет уже иные эмоции. Первоначально были заявлены весьма смелые модернистские эксперименты. Когда же дело дошло до получения разрешений на строительство (их оформили на первые два дома на Советском проспекте), выяснилось, что строиться будут здания максимальной высотой 23 этажа «спальной» архитектуры.

Эти дома планируют сдать в 2018 году. А в будущем, когда проект полностью реализуют, Усть-Славянка превратится в «спичечные коробки» или фигурки домино, прижатые максимально плотно друг к другу. Так это будет выглядеть с Невы. Застройка станет гораздо плотнее, чем в соседнем Рыбацком. Общая площадь квартала составит более 700 тысяч квадратных метров. По данным застройщика, сейчас работы по возведению пилотных домов ведутся на уровне первых этажей.

Автомобилистам уже сегодня впору задуматься, как они будут выбираться из этого района. И проект «СПб реновации» в Усть-Славянке не единственный в этом роде. На участке со стороны поселка Металлострой группа компаний Setl Group с 2014 года возводит жилой комплекс под названием «Алые паруса».

Здесь проблем с расселением и сносом старого жилья не возникло. Квартиры строят на месте промзоны – спутниковые снимки до сих пор хранят память о рельсовых путях, пронзавших этот участок. Этот проект так же выходит к Неве, и он ненамного оригинальнее того, что предлагает «СПб реновация». Возводятся 15 однотипных 25-этажных «коробков», собравшихся в кучку. Первые многоэтажки в этом массиве строят по соседству с участками изумленных садоводов.

Также к невской излучине Кривое колено выйдут многоэтажки с претенциозными названиями «Петр Великий» и «Екатерина Великая». Застройщик – группа компаний «Росстройинвест» – поначалу собирался возвести здесь 50-этажные небоскребы, с архитектурой которых он хотел поэкспериментировать. Предполагалось, что дома напомнят Петра I в шляпе и Екатерину II в кринолине. Затем все упростилось – как обычно, по экономическим причинам. Впрочем, и в переработанном виде здания будут немаленькими – 35 и 25 этажей. Возведение высоток может начаться до конца осени нынешнего года.

Насколько известно, этими стройками планы по освоению поселка не исчерпываются, на рынок могут быть выведены новые проекты. Сюда же надо добавить бурную девелоперскую деятельность в соседнем поселке – Металлострое. И станет ясно, что Шлиссельбургский и Советский проспекты – главный коридор, связывающий Усть-Славянку с Петербургом, такой нагрузки просто не выдержат.

По мнению заведующего кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автомобильном транспорте СПбГАСУ Андрея Горева, транспортная инфраструктура здесь уже перегружена. Ведь машины по этой трассе едут в Шлиссельбург и в Кировск, в поселок Понтонный и другие населенные пункты.

Что же предлагает Смольный в этой ситуации? Рыбацкий мост через Славянку, использовавшийся прежде как пешеходный, собираются реконструировать. Это позволит продлить Рыбацкий проспект вдоль Невы параллельно Славянской улице. Сама Славянская реконструируется, соединяясь с Заводской улицей.

Наконец, Шлиссельбургский и Советский проспекты также ждет реконструкция, в ходе которой предполагается разделить встречные потоки. Разумеется, эти, в общем-то, локальные планы по развитию дорожной сети едва ли способны уберечь от пробок. Но они, если будут вовремя реализованы, спасут ситуацию от полного транспортного коллапса. Хорошо бы, конечно, построить полноценный транспортный обход, но кто его оплатит?

Есть еще туманные планы по прокладке линии скоростного трамвая. Но, судя по тому, как продвигается подобный проект в Пулкове, строительства линии здесь в ближайшее время ждать не приходится.

Отметим, что уже сегодня из самого Рыбацкого сложно выехать в центр города. Проспект Обуховской Обороны с трудом справляется с ролью транзитной магистрали. Есть проект дублера проспекта – так называемой Обуховской набережной. Первый участок длиной около полутора километров прочертили от Обводного канала до улицы Крупской с последующим продолжением к Володарскому мосту. Второй решили строить от Речного вокзала до Рыбацкого проспекта. Участок между ними отложили на будущее. Сейчас дорога на стадии предварительного проекта.

«Уже сегодня Рыбацкое задыхается от транспортного потока, стоит в пробках. Надо было думать и управленцам, дающим добро на строительство, и застройщикам о строительстве дороги в объезд «спального» района. Дорога была в генеральном плане к 2025 году. Только вряд ли спасла бы нас. Въезд и выезд в Рыбацком один», – сказала «Санкт-Петербургским ведомостям» местная жительница Наталья Седышева.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5548) от 21.09.2015.


Комментарии