В Петербурге рассмотрят концепцию открытого метро

Кольцевая линия метро - давнишняя мечта жителей нашего города. Однако до сих пор даже проекта такой линии не существует. Зато появились концепции, причем сразу две. На оценку одной из них городское правительство даже уже выделило деньги - в середине прошлого года для проведения изыскательских работ на первом участке кольцевой линии метро из шести станций. Сегодня в Смольном на заседании Транспортного совета при правительстве Петербурга собираются обсудить другую концепцию - открытого метро.

В Петербурге рассмотрят концепцию открытого метро |

Гигантские московские проекты волнуют творческое воображение и наших строителей. Хотя понятно, что во второй столице по сравнению с первой и трубы пониже, и дым пожиже. В плане финансовых возможностей. Тем не менее реализация проекта Московского центрального кольца заставила в очередной раз прикинуть, а почему бы не сделать что-то подобное и в Петербурге.

И вот в недрах одной из крупных строительных компаний города родилась концепция железнодорожного полукольца, охватывающего наш город от Юнтолова на севере до Сосновой Поляны на юге. Согласно трассировке, маршрут проходит через Лахту, Старую Деревню, далее от Пискаревки к Охте и Ладожскому вокзалу, затем - через Невскую заставу, Дачное, Лигово и завершается в Сосновой Поляне. Разработан маршрут на основе существующих в городе железнодорожных путей. При этом авторы назвали его «открытым метро».

- Концепцию выносят на обсуждение Транспортного совета при правительстве Петербурга, хотя в ней много неясного, - считает председатель объединенного научного совета РАН по проблемам транспортных систем Олег Белый. - Есть необходимость, например, определиться с терминами: при чем здесь «открытое метро»? Можно было бы предварительно обсудить концепцию на нашем совете или в Транспортном союзе Северо-Запада. Оценить, насколько маршрут впишется в транспортную схему Петербурга.

Термин «открытое метро» сразу заставляет вспомнить про кольцевую линию подземки. В прошлом году был проведен конкурс на проведение проектно-изыскательских работ первого участка этой линии, который должен будет связать Васильевский остров с Петроградским районом и Выборгской стороной. В него входит шесть станций: от «Большого проспекта-2» до «Василеостровской», «Спортивной», «Петроградской», «Кантемировской» и «Лесной-2». В соответствии с весьма предварительными прикидками, построить этот участок кольцевой должны к 2028 году. Еще 12 станций - к 2038-му. Так какая же круговая линия городу необходима - подземная или открытая железнодорожная?

- Это все равно что задаться вопросом, что лучше: трамвай или троллейбус? Может быть, будут востребованы и подземная линия метро, и верховая железнодорожная. Только пока никто это не просчитывал. Напомню, что имеется также концепция железнодорожного кольца вокруг Петербурга по землям Ленинградской области, тоже по существующим уже железнодорожным веткам, проложенным в свое время для оборонных целей. Все эти концепции должны быть оценены с точки зрения функционирования единого транспортного узла города и области, - говорит Олег Белый.

Между тем у предлагаемого кольцевого маршрута «открытого метро» есть разрывы, и некоторые из них труднопреодолимы. В частности, переход через Неву в районе железнодорожного Финляндского моста. Разработчики не предполагают использовать существующую переправу, она и так сильно загружена. Необходимо строить какой-то новый переход - мост или тоннель. Кроме того, железнодорожное кольцо или полукольцо, функционирующее непосредственно внутри города, будет создавать немалое напряжение на улично-дорожной сети.

- Одна из главных мировых градостроительных тенденций сегодня - убирать эстакады, железнодорожные пути и опускать транспорт под землю. Сооружение подземных объектов, как правило, дороже строительства наземных. Но это в некоторой степени поверхностный взгляд, при подсчетах не учитываются многие факторы. Например, стоимость освобожденных земель, транспортная напряженность, разница в эксплуатационных расходах, энергоэффективность, - полагает генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков Сергей Алпатов.

Об источниках финансирования проектирования и строительства линии «открытого метро» речь сейчас вообще не идет. Опыт создания государственно-частного партнерства, на условиях которого строили Западный скоростной диаметр, видимо, применим и здесь. Но окупаемость инфраструктуры пассажирских перевозок внутри города совсем не так очевидна, как автомобильной магистрали. А эксплуатационные характеристики будущей линии обозначены разработчиками весьма приблизительно: пассажиропоток - 170 тысяч человек в сутки, количество задействованных поездов - 30, интервал движения - от 5 до 15 минут.

Статья опубликована в номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 28.03.2017 под заголовком «Метро над метро».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии