Туда не ходят поезда

Директор государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрий БАКЕЙ с начала 1980-х гг. занимается проектированием развития северной столицы. Он принимал непосредственное участие в разработке генеральных планов 1985 и 2005 годов. Под его руководством ведется разработка проектов планировки и межевания территорий важнейших городских объектов. В беседе с обозревателем нашей газеты Алексеем МИРОНОВЫМ он рассказал о планах по развитию метрополитена в Петербурге.

Туда не ходят поезда | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

– Юрий Константинович, много ли изменила подготовка к чемпионату мира по футболу-2018 в строительстве подземных линий?

– Есть постановление правительства города «Об отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011 – 2015 годы с перспективой до 2025 года». Это действующая схема, в которую к проведению чемпионата мира-2018 были внесены корректировки, не носящие принципиального характера. Основное, что появится благодаря чемпионату, – станция «Новокрестовская» Невско-Василеостровской линии метро.

Говорить, что этот объект ударит по горожанам и оттянет ресурсы, неправильно. Перегон между Васильевским островом и Приморским районом слишком длинный. По нормам, если перегон больше трех километров, то необходима промежуточная станция. Неважно какая: обычная или технологическая, когда строится перрон для эвакуации людей на случай ЧП. В данном случае под чемпионат решили сделать станцию мелкого заложения с выходом для пассажиров.


– Как координируется развитие метрополитена со строительством жилмассивов в городе и области?

– Первоочередная задача – построить Красносельско-Калининскую линию, которая свяжет Юго-Запад и Охту. Совместное решение проработано с институтом «Ленметрогипротранс» и петербургским метрополитеном. В планах предусмотрено, где расположатся станции, вестибюли и вентиляционные шахты.


– А не получится так, что деньги на строительство метро нашлись, а возможности построить выходы на землю уже нет: участки выкуплены частниками?

– Частная собственность уже есть, но существует и федеральное законодательство, которое регулирует вопросы резервирования земли. Если государству или городу понадобится некая территория под объект, собственника земельного участка извещают. Хозяйственную деятельность он вести может, но развиваться – нет. Основанием для резервирования служат федеральный закон, Градостроительный кодекс, разработанная и утвержденная документация по планировке территории. Я хочу обратить внимание, а об этом часто забывают, что даже территории, не принадлежащие частным лицам или компаниям, а принадлежащие государству или городу, – это тоже собственность, и у таких участков есть капитализация. Если мы размещаем объект на городской земле, то и она отнюдь не бесплатна.


– Не будет проблем с выкупом – например, собственник заартачится?

– Будут, но это не трагедия, а рабочий момент.


– А под Кольцевую линию участки зарезервированы?

– Это бессмысленно. В ходе изысканий, когда определяется точное место для размещения объектов, они, бывает, «уезжают» далеко от первоначальных планов. Грунты, особенности рельефа, коммуникации – все эти факторы, влияющие на линейное расположение объекта, уточняются при проведении изыскательских работ.

Пример – выход со станции «Адмиралтейская». Мы долго не знали, куда вывести наклонный ход – вокруг сплошные памятники и река Мойка. Прорабатывали вариант пешеходной галереи с лифтами, чтобы вообще уйти от наклонного хода. Был вариант выхода в Александровский сад, но его сочли неудобным – и пешком под землей идти далеко, и сохранность застройки не гарантировалась. В итоге вернулись к начальному плану с выходом в Кирпичном переулке.


– Когда несколько лет назад журналистам представляли схему развития метро, ту, что будет действовать еще десять лет, то обещали много-много станций. Уточняем, сколько именно построят к такой-то дате, – чиновники уходят от ответа. Может, вы скажете?

– И я не скажу, ведь когда готовится бюджет и определяется финансирование метрополитена, деньги дает не только город, но и федеральный центр. Кроме того, у нас одно из самых дорогих метро в части строительства – в Москве мелкое заложение, в Европе, как правило, тоже. А в Петербурге глубокое из-за сложных грунтов. Нужно трамвай более активно использовать, он по затратам и перевозной способности соизмерим.


– Классический или новый – скоростной, частный?

– Удобный, современный, а если поднять его над дорогой, то он еще и быстрым становится. Качество – это когда трамвай практически бесшумный, не искрит, комфортный, позволяет инвалидам пользоваться этим видом транспорта, выглядит прилично, экономичный.


– Я имел в виду скоростные трамваи. Те, которые обещают пустить во Всеволожск, «Пулково»...

– Я понимаю, когда под скоростной трамвай делают выделенную полосу. Но у улично-дорожной сети есть перекрестки, значит, надо остановиться. В итоге средняя скорость все равно будет 22 км/ч. Возможность появления такого трамвая заложена в генплане.

Есть у нас и проект надземного экспресса. Отличие его от скоростного трамвая в том, что он должен идти не по выделенной полосе, а оторваться от проезжей части. Его непросто оттуда вынуть, нужно построить цепочку опор, перроны, подъемы и спуски для людей – затраты колоссальные. Вот эти условия позволяли бы трамваю двигаться быстро, потому что ни с кем в пространстве он не будет пересекаться – пешеходов наверху нет, машин нет, самолеты летают гораздо выше. Он может передвигаться с любой разумной скоростью.

А скоростной трамвай – все равно заложник улично-дорожной сети. Двигаться с комфортом, безусловно, можно. Никто не отменял придуманные человечеством автоматизированные системы управления движением. Можно пытаться создать зеленую волну этому трамваю. Но если мы говорим «даешь трамвай» – это не значит, что мы всех остальных теперь не видим. Конечно, идеально подвести скоростной транспорт к аэропорту. В проектных решениях заложен и аэроэкспресс, и ветка метрополитена.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (5496) от 09.07.2015.


Комментарии