Театр при Верховном

Вскоре наконец может начаться строительство комплекса Верховного суда на месте снесенного Института прикладной химии (ГИПХ) на Малой Неве. На площадку готовы выйти уже через месяц, подтверждает проектировщик. При этом на днях стало известно, что проект судебного комплекса в очередной раз претерпел существенные изменения.

Театр при Верховном | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мы не раз сообщали об этой важной федеральной стройке. Напомним, Верховный суд собираются перенести из Москвы в Петербург вслед за Конституционным. Участок выбрали на месте ГИПХа – между Малой Невой и проспектом Добролюбова (сносили институт под жилой комплекс, но тот проект не состоялся)...

О последних новостях рассказал архитектор Максим Атаянц, выступивший в библиотеке имени Маяковского.

По словам зодчего, все контракты, в том числе с подрядчиком, должны быть подписаны в течение месяца. После чего «потихонечку начнут выходить на площадку». До начала собственно строительства предстоит выполнить много предварительной работы. Речь идет и о вывозе грунта, и об изысканиях с бурением скважин.

«Думаю, что этим летом строительство начнут», – дал прогноз Атаянц, оговорившись, что соответствующие решения принимает не он, а заказчик.

Архитектор обратил внимание, что приступить к реализации проекта планировали раньше, но помешали трудно предсказуемые обстоятельства. «Вы помните, у нас свистопляска в декабре c курсом валют была. И это совпало еще с полной перестройкой работы управления делами администрации президента», – поведал зодчий. Новому руководству, по его словам, потребовалось время, чтобы войти в курс дела.

Сам же Атаянц работу над проектом не прекращал. Мы ранее подробно рассказывали о том, каким проектируется Верховный суд, об эволюции его концепции. Теперь же, как стало известно, был полностью переработан театр Бориса Эйфмана, который строится в составе судебного комплекса. Сначала, напомним, его планировали сделать с отсылками к Колизею, но тот вариант эксперты подвергли критике. Тогда на обозрение общественности представили новые эскизы – на них театр напоминал больше концертный зал.

Теперь же выяснилось, что и этот вариант был отвергнут заказчиком. Новый и, видимо, окончательный облик театра будет отсылать к Парфенону или петербургской Бирже, что стоит неподалеку. Дом украсят колонны и классический фронтон. Крыша, правда, планируется плоской. Со стороны Малой Невы по-прежнему предполагается небольшой скверик, а со стороны проспекта Добролюбова – подземная автостоянка под общественным пространством.

По словам Максима Атаянца, театр планировался по контрасту с судебным зданием, которое в целях безопасности снабжено защищенным периметром – там доступ внутрь посторонним закрыт.

«Театр мы постараемся максимально сделать так, чтобы момент перехода от наружного пространства внутрь был легким. Видите, вот здесь портик возникает, а за ним галерея. И постепенно человек оказывается внутри, а не просто – открыл дверь и зашел», – рассказал зодчий.

По его словам, пространства при входе в театр приобретают самостоятельную ценность, в расположенной там аркаде открывается красивая поперечная перспектива. Это своего рода театральный прием, решенный в архитектуре, отметил Атаянц.

Цоколь будет гранитным, а стены по большей части оштукатурены, что соответствует петербургской традиции. «У нас, как это ни странно, каменные вещи смотрятся фоновыми по отношению к оштукатуренным. Звучит дико, но в Петербурге это действительно так. Я со специалистами КГИОП советовался, и мы пришли к выводу, что так будет правильно», – поведал архитектор.

По последней информации, в составе комплекса Верховного суда не будет жилья (судей, скорее всего, постараются поселить в другом месте где-нибудь неподалеку). Пока не совсем ясно, как будет решено здание медицинского центра для обслуживания высокопоставленных пациентов. Для этих целей собирались приспособить Тучков буян – бывший пеньковый склад, который молва прозвала почему-то дворцом Бирона.

Однако выяснилось, что длинная невысокая постройка совсем не подходит под поликлинику. Например, в ней слишком редко расставлены окна. Без большой перестройки не обойдешься, а она здесь как раз недопустима. Может быть, буяну придумают другое применение, и он будет как-то задействован в проекте.

«Это федеральный памятник. Там нужно в первую очередь экспертизу проводить. Определить предмет охраны, причем без манипуляций», – отметил Атаянц. Он считает, что буян должен сохранить все конструкции, сделанные примерно до 1870-х годов. Это все внутренние стены. Здание очень хорошо сохранилось, остались даже некоторые интерьеры. И администрация ГИПХа, и сменившие ее кадеты обращались с памятником бережно. Замены требует только новодельная крыша 1930-х годов.

Сейчас, напомним, стройка Верховного суда представляет собой классический долгострой в самом центре города. За забором свалены кучи грунта, особой активности в последнее время здесь не наблюдалось.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (5465) от 26.05.2015.


Комментарии