Танец больших лебедей

Композитор Петр Чайковский победил в народном интернет-опросе «Кому установить памятник в Петербурге», который проводился с 3 августа по 9 октября 2015 года. Сайт голосования посетили почти 7 тысяч человек.

Танец больших лебедей |

Напомним, что весной городское правительство обсуждало проблему качества монументов, которые десятками появляются на улицах Петербурга, зачастую без необходимых по закону согласований и разрешений.

Тогда было принято решение выяснить мнение граждан, кого они считают достойными увековечения из числа тех выдающихся личностей, кому еще не поставлены памятники. КГА и комитет по культуре подготовили список из 29 самых выдающихся, предоставив голосующим возможность выдвигать свои кандидатуры.

Итоги голосования не станут обязательными для исполнения. Они будут обсуждаться в Общественной палате Петербурга, творческих союзах, комиссии по культуре ЗакСа. После чего городские власти примут окончательное решение. Пока речь идет об установке за бюджетные средства примерно 10 памятников. Потребуется проведение конкурсов среди скульпторов, а также отдельная работа КГИОП по подбору мест установки в историческом центре Петербурга.

Организаторы отмечают невысокую активность избирателей, возможно, это связано с пиком отпускного сезона, который в Петербурге приходится на август.

При «низкой явке» усилия сравнительно небольшой группы лоббистов могут серьезно повлиять на итоги голосования. Иначе трудно объяснить, почему Петр Столыпин, не входивший в список 29, опередил лидера официального списка более чем в полтора раза.

Назовем первую десятку из упомянутого списка: Чайковский (862 голоса), Иосиф Бродский (525), Александр Блок (250), Николай Гумилев (248), Сергей Витте (232), Анна Павлова (194), Вадим Шефнер (179), Владимир Набоков (172), Лев Гумилев (166), Огюст Монферран (163).

Литературоцентричность страны нашла свое яркое подтверждение в данном опросе. Знаменитые художники, которым нет памятников, Куинджи и Врубель набрали, соответственно, 97 и 78 голосов, намного отстав от лидеров.

Среди альтернативных кандидатур первая пятерка выглядит так: Петр Столыпин (1417 голосов), директор Павловского дворца-музея Анна Зеленова (509), Николай Рерих (54), Сергей Довлатов (44), Виктор Цой (42). Всего поступило более 80 новых предложений.

Полные итоги голосования будут опубликованы на сайте КГА.


Комментарий

Григорий ТУЛЬЧИНСКИЙ,
доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ-Петербург:

– В так называемую культурную идентичность, т. е. самоотнесение личности с определенным культурно-историческим наследием, входят выдающиеся люди, которых не только помнят, но которыми гордятся представители данного социума.

В этом плане итоги голосования горожан, характеризуя историческую память петербуржцев, вполне понятны и даже закономерны. Прежде всего это выражается в том, что деятели культуры и искусства опережают исторических деятелей, политиков. Думаю, это обусловлено тем, что мы живем в стране с непредсказуемой историей. Содержание исторической памяти в плане значимости событий и деятелей политической истории радикально пересматривается на протяжении жизни одного поколения, причем иногда – неоднократно. Николай II то «Николай-кровавый» и «Николай-вешатель», то – великомученик. В. Ульянов-Ленин то великий революционер, светоч разума, а предикат «ленинский» – синоним всего хорошего, то разрушитель этого всего хорошего, зловредный кровопийца. Так что 5-е место С. Витте – результат нейтрального образа этого политика, разумного реформатора. Предложения горожан по части увековечения памяти П. Столыпина – скорее всего, следствие другого обстоятельства. В образе этого политика «столыпинский галстук» (виселица) и «столыпинский вагон» постепенно вытесняются образом жертвы, невинно пострадавшей от руки то ли террориста, то ли агента охранки, то ли и того и другого одновременно. А у нас любят невинных жертв, принявших смерть от злодейской руки безропотно.

Что же касается доминирования музыканта П. Чайковского над поэтами и другими деятелями культуры, то это, как представляется, объяснимо более масштабным и устойчивым паблисити Петра Ильича: его оперы и балеты в различных постановках постоянно представлены в культурной афише города, его музыкальные темы постоянно звучат в СМИ по различным поводам и даже в рингтонах гаджетов, факты его личной жизни являются предметом кинофильмов, художественных текстов.

У художников относительно низкие места в этом рейтинге просто в силу того, что у них меньше паблисити, чем у музыкантов, литераторов и артистов. Они менее медийны, поэтому Куинджи и Врубель намного отстали от лидеров рейтинга.

Тот же имиджевый фактор популярности объясняет – почему балерина Анна Павлова попала в первую десятку: именно потому, что ее никто не видел, но о ней много слышали и читали в свидетельствах ее достойных современников. Если бы видели, то поняли, что она нашей современнице Ульяне Лопаткиной в подметки не годится. Но в истории остаемся не мы, а легенды о нас.

А за И. Бродского, С. Довлатова, В. Цоя и особенно – за А. Зеленову можно только порадоваться – в культурной памяти горожан остаются не только классики, признанные школьными программами, но и наши недавние современники.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5564) от 13.10.2015.


Комментарии