«Стойкий» в нашей Гавани

Вчера в Петербурге открылся 8-й Международный военно-морской салон (МВМС). В акватории «Ленэкспо» и у причала Морского вокзала выстроились около полусотни кораблей, катеров и судов ВМФ и Пограничной службы ФСБ во главе с фрегатом «Адмирал Макаров», а на выставочных площадях представлено оборудование и интеллектуальная начинка боевых современных плавсредств. Ожидания организаторов вполне оправдались. На мероприятии «отметились» свыше 440 судостроительных, проектно-конструкторских и других организаций, в том числе 49 зарубежных из 40 стран. При этом продукция питерских корабелов и специалистов Крыловского государственного научного центра вновь удостоилась высших оценок.

«Стойкий» в нашей Гавани | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эти красивые мужские «игрушки» прямо-таки завораживают: строгие линии, безупречные пропорции, скрытая сила. Но не только для того, чтобы полюбоваться лишний раз на их совершенство, знатоки приезжают на петербургский салон из многих регионов России и мира. Людям, формирующим облик военного судостроения, важно еще и поделиться опытом.

Салон (он продлится до 2 июля), во время проведения которого состоятся четыре международные научно-практические конференции, несколько семинаров и «круглых столов», позволяет сделать и это. Что не мешает, впрочем, решать сугубо прикладные задачи. Кого-то интересуют поставки комплектующих и материалов, узлов и приборов. А другим нужно увидеть сами боевые корабли, тщательно осмотреться и оценить их судоходные качества, технические характеристики.

Но даже если осмотр помог утвердиться во мнении, до готовой сделки будет еще далеко. «Переговорный процесс достаточно долгий, он занимает обычно два-три года, - рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» Михаил Золотарев, генеральный директор компании «Морской салон», организовавшей мероприятие. - Сначала работает межправительственная комиссия, затем идет процесс согласования по отдельным позициям, подготовка документации на двух языках. Но такие сделки имеют большей частью приватный характер: конкуренция на рынке вооружений жесткая, и Россия занимает в этой борьбе достойное место».

По данным «Рособоронэкспорта», портфель заказов участников предыдущего Военно-морского салона, состоявшегося два года назад, составил около 5 млрд долларов. Накануне же МВМС-2017 глава этой компании Александр Михеев озвучил другие убедительные цифры. Экспорт российской военной техники в прошлом году превысил 15,3 млрд долларов, а доля военно-морской продукции в общем объеме поставок уверенно приближается к 10 процентам.

Причем спрос на российские корабли, по словам помощника президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимира Кожина, значительно вырос после успешной сирийской операции. Произведенные в нашей стране подводные лодки, фрегаты, корветы, средства береговой охраны, быстроходные и малые катера, на которых установлены беспилотники, сегодня очень востребованы. Особенно в Индии и Китае.

Петербургский салон подтверждает подобные заявления: после вызванного санкционной политикой западных стран спада в деловых взаимоотношениях наметился перелом. Приглашение принять участие в МВМС-2017 поступило в 53 страны - это гораздо больше, чем в предыдущий раз. И большинство из них ответили утвердительно. Самые крупные группы специалистов в морскую столицу России направили Ангола, Объединенные Арабские Эмираты, Греция, Казахстан и Азербайджан, а семь иностранных делегаций возглавляли главнокомандующие флотами.

Салон показал в немалой мере возможности оборонной промышленности страны в целом и петербургского судостроения в частности. Это отметил и заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Бурсук. За последние два года на верфях северной столицы было заложено девять кораблей, 21 судно спущено на воду, а 17 передано заказчикам. Некоторые из них, военного образца, не имеющие аналогов в мире, представлены на салоне в макетном исполнении или «вживую». Скажем, минный тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 - самый молодой корабль Балтфлота, высокопрочный корпус которого сделан из монолитного стеклопластика по уникальной технологии Средне-Невского судостроительного завода.

Питерская судостроительная фирма «Алмаз» показывает пограничный сторожевик «Преданный», спущенный на воду в апреле этого года, а «Северная верфь» - корвет «Стойкий» проекта 20380, переданный флоту два-три года назад. Корабелы из Шлиссельбурга («Озерная верфь») демонстрируют собственный проект - патрульный поисково-спасательный катер Laky Verf 12M. Свою удачную разработку - тепловизионный прицел ночного видения «Маугли 2М», которым оснащены зенитно-ракетные комплексы «Игла» и «Верба», - привезла на выставку компания «ЛОМО».

Для Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда входят многие петербургские профильные предприятия и конструкторские бюро, нынешний салон стал подлинным бенефисом. В самом центре одного из павильонов «Ленэкспо» под слоганом «Строим флот сильной страны» ОСК развернула крупнейший за всю свою десятилетнюю историю стенд, выставив макетные копии фрегатов, подлодок, атомных крейсеров, сторожевых кораблей и ледокольных буксиров последних модификаций.

Пожалуй, таким же центром притяжения потенциальных партнеров оказался и стенд Крыловского центра, у которого беспрерывно звучала китайская речь. Равно как и за стенами выставочного городка, где взору гостей салона были представлены новейший корабельный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь МЕ» и другие образцы оружия.

#МВМС #Ленэкспо #ВМФ

Комментарии