Главная городская газета

СССР вернется под землю

Чем удивит петербургский метрополитен в дни своего 60-летия

512
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Последние материалы Город

Диаметр и окружность

В ночь на воскресенье открыли движение по центральному участку Западного скоростного диаметра. Введен и новый съезд к Васильевскому острову, ради которого пришлось скорректировать схему движения на соседних улицах. Читать полностью

Городская хроника 5 декабря 2016

Сегодня в выпуске:
Полку панелей прибыло...
Послушай лекцию и сделай тест на ВИЧ...
С новым кодом!..
Драка на улице Мира...
И другие новости. Читать полностью

Изнанка высокой кухни

Обитатели исторического центра недолюбливают рестораны: людям нередко приходится жить в одном доме с ними или совсем рядом, а соседи это не из приятных... Читать полностью
СССР вернется под землю | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет.

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет. Однако в 1941 году, когда начиналось строительство ленинградского метро, такие высокие цели не ставились. Главным было дать людям быстрый, надежный и безопасный транспорт. И чтобы ленинградцы и гости нашего города входили на станции, как во дворцы.

Сейчас в петербургской подземке 67 станций, которыми пользуются ежедневно 2,3 миллиона пассажиров. Уже, что называется, не до дворцов. В ноябре 1955 года от станции «Автово» из единственного электродепо вышел первый поезд из четырех вагонов. Сегодня только на первой, Кировско-Выборгской, линии работает более 500 вагонов — по восемь в каждом поезде. А на все пять линий выходят до 1700 вагонов ежедневно.

Всего этого — и линий, и вагонов — Петербургу катастрофически не хватает. Поэтому метро работает и строится одновременно — растет, несмотря на свой «пенсионный» возраст.

Петербург — один из двух городов страны, которому по карману развивать столь дорогой вид транспорта. Ежегодно городская казна выделяет на эти цели до 22 миллиардов рублей — суммы, сопоставимые с годовым бюджетом отдельных мегаполисов и даже регионов России.

К сожалению, рельсовый транспорт — будь то метро или трамвай — оказался не по карману российским городам. Красноярск уже много лет ждет финансовой помощи из центра, чтобы закончить начатую еще в советские времена стройку первой линии своего метрополитена.

«60 лет назад ленинградским метростроевцам тоже было трудно, — говорит ответственная за подготовку к юбилею пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. — Никто и никогда не строил в таких условиях столь глубокого метро. Поэтому нам важно оценить трудовой подвиг первостроителей, рассказать обо всех этапах развития ленинградского-петербургского метро».

Для этого руками рабочих депо «Автово» и объединенных мастерских метрополитена реставрируется ретропоезд из четырех вагонов модификаций «Е» и «Ем», выпускавшихся в 1960 — 1970-х гг. К сожалению, первых вагонов ленинградского метро серии «Г» и «Д» на ходу не сохранилось. В честь них уже выпущены памятные жетоны из цикла «Подвижной состав петербургского метро». Кстати, 24 октября в продажу поступит третий жетон с изображением вагона серии «Е», к дню рождения метрополитена 14 ноября — четвертый с «номерным» вагоном, а к Новому году — пятый жетон о современном вагоне «НеВа».

Но вернемся к экскурсионному ретропоезду. В нем будет воссоздан исторический интерьер — даже уникальное стеновое покрытие линкруст почти как из 1950-х, обтянутые коричневой кожей диваны и светильники. Окраска вагонов — как 60 лет назад: зеленый верх, синий низ. И, конечно, с гербом СССР на бортах.

Однако в ретропоезде появится и мультимедийное оборудование XXI века: вместо одного окна — экран, на котором можно посмотреть документальные фильмы из истории нашего метро. Каждый вагон — тематический. В первом — экспозиция фотографий 1941 — 1958 гг. Укладка тоннельных тюбингов, облицовочные работы на станциях-дворцах, запуск первого поезда. Во втором вагоне — архитектурные особенности, технические внедрения. В третьем можно будет увидеть эволюцию всех вагонов нашего метро в фотографиях и посмотреть фильм. В четвертом разместится сменная экспозиция архитектурных проектов станций, которые так и не были осуществлены.

Кстати, именно из-за сложной начинки петербургский ретросостав не выйдет в обычный рейс, как это сделали в московском метро. Там стилизованный под первый состав поезд по выходным катает обычных пассажиров первой в столице Сокольнической линии.

«Наш ретропоезд выйдет на первую экскурсию 15 ноября 2015 года, — поясняет Юлия Шавель. — Потом мы планируем регулярно проводить экскурсии по выходным. Но уже сегодня на нашем сайте можно записаться на экскурсии в первое депо Ленинграда «Автово». Если раньше они проводились только для школьников, то теперь «начинку метро» могут увидеть и взрослые. Кроме того, пользуются популярностью технические экскурсии по станциям метро — от «Площади Мужества» до «Спортивной» и от «Маяковской» до «Обводного канала». А от специальных туров для диггеров и зацеперов отказались — мы не раз рассылали приглашения на наши экскурсии по школам и вузам, где учатся задержанные за проникновение в метро, но у этой публики интереса к организованным посещениям тоннелей нет. Им надо «отличиться», проникнув туда, куда нельзя.

Через год в новом облике предстанет перед нами и музей петербургского метрополитена на станции «Приморская», где сейчас идет реконструкция. В нем появится больше помещений, и атмосфера метро будет чувствоваться с первых шагов. Посетителей встретит старый турникет, вместо музейной тишины в залах мы услышим звуки и шумы подземки. И детям и взрослым понравятся экспонаты — имитация спуска в клети в шахту строящегося тоннеля, погружаясь в недра настоящей кембрийской глины.

Часть настоящего вагона была в музее метро и раньше, после его модернизации он станет интерактивным тренажером, на котором посетители смогут почувствовать себя машинистом поезда. Это оборудование будет использоваться и учащимися колледжа метрополитена и технической школы.

«Масштабного общегородского праздника мы не планируем, — подытожила Юлия Шавель. — Все праздничные мероприятия пройдут на территории метро. Мы украсим все станции плакатами с лучшими людьми метрополитена, ведь у нас работают 14,5 тысячи человек, представители 30 профессий — целый город. Конечно, мы организуем праздничный концерт, наградим памятными знаками и медалями наших ветеранов труда. В юбилейные дни в Петербурге пройдет международное профессиональное мероприятие — заседание Ассоциации метрополитенов стран СНГ. Впрочем, о самом торжестве лучше рассказать через год».

0005