Спрос на милосердие

Патронажные службы города обратились в Министерство труда и социальной защиты РФ с просьбой внести в государственный реестр новую профессию – специалист по уходу за пожилыми людьми. По сути это официальное название сиделки, статус которой сегодня никак не обозначен в профессиональном и правовом отношении. Следующий шаг после введения новой профессии – открытие в средних специальных учебных заведениях профильных отделений, где будут готовить таких специалистов.

Спрос на милосердие |

Не нашли
общего языка...

У коллеги тяжело заболел отец, так что и с кровати самостоятельно встать не мог. Живет он один в квартире в Центральном районе. А коллега с мужем и сыном-младшеклассником – на другом конце города, в новостройке. Утром ребенка в школу надо отвести, потом на работу, а оттуда вечером – к отцу.

– Три часа с ним побуду, а потом снова на сутки одного приходится оставлять, а он ни в туалет сходить не может, ни чаю подогреть... Да и я при таком графике совсем выбилась из сил, и с ребенком позаниматься некогда, – поделилась коллега.

На семейном совете они решили нанять сиделку. В Интернете кадровые службы по подбору домашнего персонала наперебой предлагают свои услуги.

Обзвонили несколько из них. Цены у всех приблизительно одни и те же. Решили воспользоваться самым экономичным вариантом, чтобы сиделка приходила дважды в день и оставалась по часу. Подсчитали, что это обойдется в 800 рублей в день. За 5 дней в неделю с вычетом двух выходных придется выложить 16 800 руб в месяц. Плюс еще агентству надо заплатить за подбор сиделки на месяц 4000 рублей. Итого 20 800 рублей. Дороговато, но другого выхода не было.

Коллега рассказала, что уже на следующий день после звонка в агентство ей перезвонили оттуда и предложили две кандидатуры. Вечером пришла знакомиться первая. Она отцу понравилась. Заключили договор. И вздохнули с облегчением, но... ненадолго. Уже через неделю сиделка заявила, что уходит – не нашла со старым человеком общего языка.

Потом были еще два кандидата, и опять неудачно. По разным причинам пришлось с ними расстаться. Тем временем отца положили в больницу на обследование. Там за ним ухаживала, разумеется за отдельную плату, сиделка из коммерческой патронажной службы, с которой больница сотрудничает. За две недели отец коллеги так привык к Альфие, так звали сиделку, что после выписки попросил нанять ее ухаживать за ним и дома.

– Часто человек, решивший нанять сиделку, подразумевает одно, а получает другое, – рассказывает Светлана Смелова, директор кадрового агентства по подбору домашнего персонала. – Дело в том, что сейчас нет официального документа, регламентирующего деятельность сиделки, поэтому каждое агентство сочиняет свой регламент. В результате заказчики полагают, что сиделка обязана делать то-то и то-то, а сама сиделка свои обязанности понимает по-другому. Поэтому и возникают конфликты.

Другой вопрос: как определить квалификацию сиделки? Для любого специалиста документом, подтверждающим квалификацию, служит диплом. Но учебных заведений, где бы готовили сиделок, нет. Да и профессии такой официально не существует. Поэтому при заключении договора заказчику приходится верить сиделке и представителям кадровых служб на слово и стараться выбрать наиболее опытную.


Непрестижная работа

Однако одного опыта тоже недостаточно – уход за больными пожилого возраста требует базовых медицинских знаний и особых навыков. Человек, решивший взять на себя функции сиделки, должен владеть хотя бы элементарными знаниями по психологии и медицине и при этом уметь правильно сменить постельное белье у лежачего больного, уметь проводить все необходимые гигиенические процедуры и некоторые медицинские манипуляции, например, массаж и инъекции, уметь приготовить диетическую пищу.

– Многие приходят устраиваться сиделками без всякого опыта, – рассказывает коммерческий директор патронажной службы Ирина Ильина. – Поэтому нам пришлось организовать краткий курс, в который входит несколько занятий по технике правильного перемещения лежачих больных и больных с ограниченными возможностями, по уходу за больными с психическими расстройствами или в период реабилитации после травм, операций, инсультов. Сиделка должна уметь правильно посадить лежачего больного, знать, какие приспособления можно при этом применить. В этой работе существует своя техника безопасности, которую нужно соблюдать, чтобы не надорваться. В некоторых других патронажных службах города тоже пытаются обучать персонал своими силами, но, разумеется, говорить о получении сиделками каких-то основательных знаний и навыков не приходится. Для полноценного обучения необходимы немалые средства и кадры.

Сейчас на рынке Петербурга действуют несколько десятков кадровых агентств по подбору домашнего персонала и патронажных служб, где могут подобрать сиделку, однако на самом деле выбор невелик. Дело в том, что данные одной и той же сиделки, как правило, заносятся в базу сразу нескольких агентств.

– Многие в сиделки идут, прямо скажем, не от хорошей жизни, так как работа эта считается непрестижной, – признается Светлана Смелова. – Часто это приезжие люди без всякого образования. Петербуржцы редко выбирают эту профессию, хотя спрос на сиделок с каждым годом растет.


Добрую, голубоглазую

По словам Светланы Смеловой, 80 процентов всех звонков в агентство заканчивается просьбой подобрать русскую сиделку. При этом толком объяснить, чем их не устраивают сиделки другой национальности, клиенты, как правило, не могут. Но дело в том, что практически во всех кадровых агентствах города больше половины персонала, занесенного в картотеку, – это как раз представители самых разных национальностей. Причем это совсем не значит, что все они иностранцы. Многие – россияне: татары, башкиры, калмыки...

– Поэтому мы сразу отвечаем клиентам, что подбор по национальному признаку в нашем агентстве не производится, потому что квалификация сиделки от него ни в коей мере не зависит, – комментирует Светлана Смелова.

С этим нельзя не согласиться, но, как уже было сказано, определить квалификацию сиделки не представляется возможным. Да и мало их, по-настоящему умелых, знающих. А те, что есть, – нарасхват. Часто люди передают их из рук в руки. Так что недоверие к приезжим пожилых людей нередко обосновано.

Новая профессия стара как мир

В нашем городе около 40 процентов населения – пенсионеры, и в будущем, как утверждают демографы, их количество будет увеличиваться. Такая же тенденция и в целом в стране: по прогнозам Росстата, через 10 лет почти каждый третий житель России будет гражданином пожилого возраста. Не случайно в правительстве разработан и вынесен на общественное обсуждение объемный документ – «Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года». Ее цель – определение принципов, задач и приоритетных направлений государственной социальной политики. Одним из них, судя по документу, должно стать

создание единой специализированной медицинской службы помощи пожилым людям.

Представители патронажных служб нашего города тоже принимают участие в обсуждении стратегии, они считают, что назрела необходимость перевести рынок услуг по уходу за пожилыми, который сегодня складывается во многом стихийно, на цивилизованные рельсы и, в частности, по примеру европейских стран ввести профессию специалиста по уходу за пожилыми людьми.

– Такие специалисты должны знать законы, касающиеся пожилых людей, и уметь защищать их права, быть в курсе особенностей психологии стариков, обладать базовыми медицинскими знаниями, словом, это более высокий статус по сравнению с сиделкой, – рассказывает Тамара Бондаренко, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Индустрия услуг старшему поколению». – Новая профессия находится на стыке двух специальностей – социального работника и медсестры, и, соответственно, она предполагает совмещение их функций, что должно быть четко прописано в профессиональных обязанностях. С тем чтобы заказчики знали, что можно требовать от работника, а что нельзя. Официальный правовой статус, с одной стороны, обеспечит правовую и социальную защиту специалистам, осуществляющим уход за пожилыми, с другой – повысит требования к ним, что сделает профессию более престижной.

Введение новой профессии, как полагают в патронажных службах, поможет привлечь в сферу услуг новые силы, например, петербуржцев, которые решили сменить специальность или по каким-то причинам остались без работы и стоят на бирже труда. Да и приезжие тоже должны будут получить диплом, прежде чем наниматься на работу. Это поможет решить и проблему предубежденности пожилых людей по отношению к работникам нерусской национальности, ведь перед ними будет не просто человек с улицы, а дипломированный специалист. В конце концов, заключая с ним договор, заказчики будут знать, за что платят немалые деньги.

Sdf


Комментарии