Сосиска в тексте

Проверка, проведенная в январе тремя комитетами Смольного – по печати, имущественным отношениям и развитию предпринимательства, – показала: 24 из 122 новых павильонов, установленных в городе на бесконкурсной основе как точки для распространения периодической печатной продукции, торгуют на самом деле не столько газетами и журналами, сколько более доходным товаром – шавермой, пирожками, сосисками, овощами и фруктами.

Сосиска в тексте | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

О проблеме с распространением периодики в северной столице серьезно заговорили несколько лет назад. В 2015-м Смольный, проработав различные варианты поддержки отрасли, внес изменения в региональный закон об установке нестационарных торговых объектов (НТО). Петербургские представители отрасли (те, кто десятилетиями работает на этом рынке) дружно приветствовали такое решение – «Метропресс», «Нева-пресс», «Ника», «ИП Баранов», СИиР, «Роспечать»...

В соответствии с этими изменениями, распространителям периодики, которые уже работали на своих точках без нарушений, автоматически продлили договоры, а новые места под торговлю периодикой стали выделяться в заявительном порядке, без аукциона или конкурса. Предприниматель просто подает в комитет имущественных отношений заявку, прикладывая к ней определенный набор документов, и «автоматом» получает готовый участок в аренду.

Сегодня в утвержденной постановлением правительства схеме – порядка тысячи мест под газетные киоски. Но рынок должен развиваться, и сеть для распространения периодики, безусловно, еще вырастет.

В конце прошлого года «на раздачу» были выставлены 122 места, где должны быть установлены новые НТО с периодикой. Чтобы понять, кто пришел на эти явно «не хлебные» места, власть провела мониторинг-объезд с составлением актов. Удивиться пришлось: таких вот «газетных киосков», которые выглядят и пахнут совсем не свежей печатью, а шавермой, огурцами и мандаринами, оказалось две дюжины.

– Заявку на эти места подала некая компания («Сибинвест»), зарегистрированная не в Петербурге или Ленинградской области, а за пять тысяч километров в Красноярске, – поясняет глава комитета по печати Сергей Серезлеев. – Заключив договоры на аренду, компания тут же передала свои места в субаренду частному предпринимателю, который и организовал на них торговлю шавермой и фруктами.

Так у станции метро «Международная» появился яркий красно-рыжий павильон с двухэтажной надписью: вверху «Свежие газеты и журналы», ниже – «Шаверма и свежая выпечка». Еще ниже стеклянная витрина заклеена пожелтевшей узбекской газетой «Туран» – от солнца, вероятно. Больше в этой палатке газет обнаружить не удалось, лишь в углу на стойке были развернуты несколько пустяковых журнальчиков из тех, что бесплатно раздают на заправках. Черноглазый красавец-продавец, встревоженно выглядывавший из-за прилавка, моментально испарился, услышав про предстоящее составление акта и фиксирование факта нецелевого использования земли. В пустом помещении остались лишь проверяющие да растерянный поставщик, груженный пакетами с лепешками.

«А что случилось-то, в чем нарушение?» – интересуется он. И очень удивляется, узнав, что привез свой хлеб в газетный киоск. За перекрестком на еще одном «газетном» месте обнаруживаем неказистую палатку с помидорами, яблоками, хурмой и прочими овощами-фруктами. Тут про периодику – ни намека. И опять подписать акт проверки оказывается некому...

– Мы видим здесь грубое нарушение договорных отношений, – говорит Серезлеев. – Меры к нарушителям будут приняты самые строгие. Надеюсь, что после сегодняшних актов договоры расторгнут в одностороннем несудебном порядке достаточно быстро.

Представитель комитета по имущественным отношениям Константин Иванов, правда, быстрых подвижек не обещает:

– Мы направим предпринимателю уведомление о том, что факт нецелевого использования зафиксирован, но однозначно утверждать сейчас, что комитет по имуществу сможет в одностороннем порядке расторгнуть договор, нельзя. Нужно смотреть условия конкретного договора... Мы постараемся работать максимально оперативно. Но нельзя не учитывать вероятности того, что предприниматель обжалует наше решение в судебном порядке. Или завтра он действительно разместит здесь газетный киоск.

В комитете по печати ситуацию считают весьма тревожной.

– Не исключено, что подобные нарушения будут расти как снежный ком, – опасается Сергей Серезлеев. – Новые места под торговлю периодикой в упрощенном безаукционном порядке город будет предоставлять и дальше – их станет на 300 – 400 больше, чем сегодня. Сейчас мы, например, готовим 178 мест под новые НТО. И не можем допустить, чтобы вместо 300 – 400 газетных киосков у нас появилась очередная сеть закусочных. Надо заниматься наведением порядка. Мы не должны допустить повторения ситуации 1990-х годов в этом бизнесе.

Чего конкретно хочет власть от распространителей печати?

Например, чтобы все новые киоски и павильоны имели согласованный с комитетом по градостроительству и архитектуре облик (а в перспективе – заменить на них и старые ларьки). Понимая, что это тяжело и затратно, а на газетах много не заработаешь, Смольный разрешил бизнесу 30% «газетных» площадей занимать иной сопутствующей торговлей.

– Все мы понимаем, что сопутствующим для газет и журналов товаром могут быть книги, сувениры, игрушки, цветы, даже шоколадки и кофе, но уж никак не мясопродукты, – подчеркивает Серезлеев.

Местные операторы (а их около дюжины), по его словам, работают полностью в правовом поле.

Вот новый павильон Союза издателей и распространителей (СИиР) возле станции метро «Автово». Здесь продают не только газеты-журналы, но и кофе, минералку, шоколад, сигареты. Предприниматель использовал свое право на отведение 30% площади под сопутствующие товары, поэтому за аренду каждого «квадрата» он платит ежеквартально не 18 тыс. рублей, а все 40. За день здесь продают около сотни экземпляров ежедневных и еженедельных газет. Это место полностью соответствует требованиям, которые город предъявляет к газетному павильону, и бизнес вполне себе складывается.

Неподалеку еще один нарядный и просторный павильон ООО «Стрелец», открывшийся в декабре. Вдоль одной стены – роскошные букеты. Продавец Юлия демонстрирует прилавки:

– Здесь почти все существующие в городе еженедельные издания, главные газеты плюс книги и цветы. Но ассортимент пока подбираем. Еще немногие горожане знают о нашей точке. Но тем, кто заходит к нам, нравится: просторно, красиво, цветами пахнет. Вот, запустили линейку изданий для садоводов-огородников... Днем больше идут газеты и печатная продукция, за книжками заходят, за цветами – в вечернее и ночное время.

Юлия спокойно и уверенно подписывает акт проверки ее павильона – в нем ничего предосудительного не зафиксировано.

– Здесь мы видим понятную систему ведения бизнеса, – комментирует глава комитета по печати. – Такая работа на рынке только приветствуется. Мы рады, что наши усилия по упрощению процедуры получения разрешений и повышению прозрачности взаимоотношений власти и бизнеса оказались на руку добросовестным предпринимателям и дали действительно хороший результат.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5628) от 25.01.2016.


Комментарии