Небо Петербурга очищают от проводов

Телевизионные и интернет-провода, нависающие над улицами Петербурга, в этом году начнут убирать под землю. Пилотная программа так называемого каблирования, получившая экологичное имя «Чистое небо», стартовала на днях на Петроградской стороне. Кроме того, в перспективе с нескольких улиц в Центральном районе собираются снять троллейбусные сети (сохранив сами маршруты за счет использования троллейбусов с автономным ходом).

Небо Петербурга очищают от проводов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эту проблему наша газета подняла около года назад. Как посетовал тогда в беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, чрезмерное количество коммуникаций над улицами искажает облик Петербурга. Но сделать ничего было нельзя. «Городская программа по переносу коммуникаций под землю в настоящее время отсутствует», - с огорчением признавал Григорьев.

Вскоре вопросом заинтересовался губернатор. И программа каблирования была наконец разработана. Вице-губернатор Игорь Албин поручил одному из своих советников докладывать ему о ходе реализации проекта. Впрочем, считается, что основным локомотивом проекта выступает не Албин, а глава администрации Петроградского района Иван Громов. Профессиональный интерес его к этой теме понятен: ранее Громов возглавлял комитет по информатизации и связи. В ту пору чиновник обращал внимание автора этих строк на нехватку нормативных документов, регламентирующих прокладку воздушных кабельных линий связи в городе.

Неудивительно, что пилотная зона для реализации программы была определена как раз в Петроградском районе. По данным помощника вице-губернатора Албина Елены Михиной, здесь уже началась инвентаризация воздушных линий. Речь идет в первую очередь о кабельном телевидении и интернет-провайдерах. Владельцам сетей предложат перенести свои коммуникации под асфальт.

Подземные пространства для реализации проекта, по предварительным данным, могут предоставить две компании. Во-первых, это «Ростелеком», который уже имеет собственные кабельные колодцы. (Кстати, ответ «Ростелекома» оперативно получить нам не удалось.) Вторую фирму привлекут, чтобы не создавать монополии (когда одна структура контролирует сети всех операторов и диктует им свои условия).

Не исключено, что в проекте примет участие «Водоканал». Как рассказали там нашей газете, по поручению вице-губернатора на предприятии уже сформирован адресный перечень канализационных сетей, в которых могут быть проложены оптоволоконные кабели. При этом учитывались результаты экспериментов, проводившихся компанией в 2014 году. Тогда была опробована технология Cable Runner. Она, по опыту других городов, позволяет прокладывать провода в кабель-каналах прямо по канализационным трубам без проведения земляных работ (все делается через люки).

Источник в администрации Петроградского района сообщил, что пилотный проект сейчас обсуждается на совещаниях. Реализовать его планируется до конца нынешнего года.

В борьбе Смольного за чистое небо есть еще один фронт. По словам Елены Михиной, в правительстве рассматривается также идея убрать с центральных улиц троллейбусные провода. Это удастся сделать, запустив троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Такие машины способны проезжать часть маршрута без подсоединения к контактной сети, опустив штанги токоприемника. «Исторические фасады сразу похорошеют», - предполагает наша собеседница.

Отметим, что подобный троллейбус - модели «Тролза» «Мегаполис»» - недавно успешно продемонстрировал свои возможности в Петроградском районе. Он доехал на автономном ходу от Левашовского проспекта до Крестовского острова. Директор «Горэлектротранса» Василий Остряков дал понять, что на предприятии проект считают перспективным, поскольку это «следующий этап в эволюции городского транспорта».

В комитете по транспорту подтвердили нашей газете, что получили от «Горэлектротранса» перечень из десяти маршрутов, на которых могут быть использованы подобные троллейбусы. Помимо Центрального района они затрагивают и окраины: Фрунзенский, Красносельский и Приморский районы. Там такие троллейбусы нужны не для улучшения облика города, а для продления трасс существующих троллейбусных маршрутов без строительства новой контактной сети. То есть для улучшения транспортной доступности в районах новостроек. Чиновники отказались назвать номера маршрутов, сославшись на то, что те еще не утверждены.

Главный редактор блога «Питертранспорт» Анатолий Хозяинов в комментарии «СПб ведомостям» отметил, что пока в Петербурге нет ни одного троллейбуса, который мог бы проехать без контактной сети расстояние более чем 200 метров. Сейчас идет речь о закупке 103 таких троллейбусов. Вовлекать их в программу «Чистое небо», по его мнению, неразумно, поскольку это будет очень дорого и накладно, а экономической отдачи не будет. Контактную сеть электротранспорта в отличие от кабелей Интернета под землю не уберешь и денег за это не возьмешь.

Эксперт движения «Город и транспорт» Владимир Валдин в комментарии нашей газете отметил, что лишь недавно на многих участках контактная сеть была капитально отремонтирована. Решение ее снимать может быть неоправданным. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом обходятся дороже обычных, и в большом количестве закупить их город вряд ли сможет. «Эксплуатация таких троллейбусов на длинных участках ухудшит и без того слабую экономику троллейбусного хозяйства», - считает эксперт. Он опасается, что результатом эксперимента может стать выход на линию дизельных автобусов.

Напомним, ранее мы рассказывали, что лишь двадцатая часть всех проводов на дорогах Петербурга относится к уличному освещению. Многие же кабели - бесхозные. Чтобы навести в небе порядок, в «Ленсвете» настаивают на инвентаризации всех сетей в городе. Если эксперимент на Петроградской стороне окажется удачным, так, видимо, и произойдет.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии