Слава девушкам и собакам

Миролюбиво прошло в среду заседание художественной секции Градостроительного совета Петербурга. Одобрено три проекта, хотя авторам предстоит еще много поработать.

Слава девушкам и собакам |

Начало собрания было необычным для худсекции. Писатель и кинолог Елена Типикина, инициатор создания памятника военным дрессировщикам и служебным собакам Ленинградского фронта, прочитала короткую лекцию о малоизвестной странице блокадной истории.

С 1928 по 1953 год на территории парка «Сосновка» работала Центральная школа собаководства НКВД. Разумеется, это была совсекретная организация, там учили собак по запаху распознавать взрывчатые вещества. Работами руководил Леон Орбели, ученик Павлова. Были разработаны методики дрессировки, аналоги которых появились в других странах только в середине 1950-х годов. Сейчас, используя эти методики, собак научили искать все – от наркотиков до нефти. Они работают лучше приборов.

В годы блокады в собачьей школе жили около 200 овчарок. Люди умирали от голода, но продолжали кормить собак и готовить их к работе. Курс тренировок занимал 1,5 – 2 года. О подвиге сотрудников ВИРа, в те же блокадные времена сохранивших уникальный семенной фонд института, знает весь мир. О подвиге женщин-дрессировщиц – только специалисты.

В 1944 году дрессировщицы и их воспитанники участвовали в полном освобождении Ленинграда от блокады, они нашли 270 тысяч мин, это позволило в восемь раз ускорить разминирование освобожденных от врага территорий.

Скульптор Александр Чернощеков предложил изобразить изящную девушку-сапера с длинным щупом в руке и большой собакой, сидящей у ее ног (на снимке). Памятник высотой 3,5 метра предлагается установить в парке «Сосновка» вблизи Тихорецкого проспекта. Эксперты посоветовали сделать фигуру более суровой, не похожей на модель из глянцевого журнала, упростить форму пьедестала, убрать фонарь «под старину», заменив его современной подсветкой, более уместной в окружении советской городской застройки.

Лучше отодвинуть памятник подальше от проезжей части, чтобы приходящие к нему люди сосредоточились на суровом и одновременно трогательном сюжете. Когда Общественная палата Петербурга одобряла идею памятника, там говорилось о том, что он должен пробуждать гуманное отношение к животным.

Отвечая на вопрос нашей газеты о финансировании создания памятника, Елена Типикина сообщила, что рассчитывает на народные пожертвования.

Памятник армянскому композитору и монаху Комитасу, сочинявшему духовную музыку, станет подарком Санкт-Петербургу от Еревана. Его создает петербургский скульптор Лева Бейбутян. Скорбная фигура с нотным листом в руке высотой 3,3 метра должна быть вырублена из гранита. Место установки – Камский сквер на Васильевском острове – выбрано по причине близости к нему Армянского кладбища и армянской Воскресенской церкви.

Эксперты не стали подробно обсуждать детали, решив в ближайшие дни провести выездное заседание в мастерской Бейбутяна, чтобы посмотреть модель в натуральную величину.

Одобрена архитектурная часть памятника Гуссейну Хану Нахичеванскому для Мичуринского сквера на Петроградской стороне. Памятник работы скульптора Бориса Петрова располагается в центре сквера. Архитектор Геннадий Пейчев предложил замостить территорию, оставив «лунки» для существующих деревьев и оградить сквер по периметру невысокими кустами. Возражение вызвало только желание автора украсить вход и выход из сквера четырьмя декоративными элементами, так называемыми фашинами с венками наверху. Эксперты посчитали, что классицистические украшения неуместны среди архитектуры эклектики и модерна.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5412) от 06.03.2015.


Комментарии