Щит на дне колодца

Еще немного, еще чуть-чуть, и у Петербурга появится первая по-настоящему морская станция метро. Будущая «Новокрестовская» расположена не просто на берегу Финского залива, а прямо в море – на намывной территории, которой нарастили Крестовский остров. Сейчас здесь работа в самом разгаре, строительство ведется круглосуточно.

Щит на дне колодца | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Уже сейчас виды здесь фантастические. Оконечность Крестовского острова сегодня без всякой натяжки можно назвать главной стройплощадкой Петербурга. Одновременно здесь сооружаются сразу три крупнейших объекта на расстоянии пары сотен метров друг от друга: уже под крышей новая футбольная арена, ближе к морю прокладывают трассу Западного скоростного диаметра, а в самом заливе строят станцию метро. И на всех объектах – пик работ.

– Мы пришли сюда год назад, в феврале 2015-го, на уровень плюс один метр над поверхностью Балтийского моря, позднее территорию досыпали, и сейчас здесь + 3,2 метра. Начали с сооружения форшахты, направляющей для возведения стены в грунте толщиной метр, – рассказывает начальник участка ЗАО «Управление-15 «Метрострой» Максим Федоров, судя по должности – главный строитель станции.

Стена в грунте – сама по себе уникальное сооружение. Ее возводят из армированного бетона по всему периметру будущей станции на глубину 30 метров. Смотрим по чертежам, их всегда вывешивают на стенах в штабе любого строительства, независимо вагончик это или достаточно благоустроенная модульная времянка, как сейчас на «Новокрестовской»: длина станции 174, ширина 37 метров. В сумме протяженность периметра составляет чуть ли не полкилометра – и на всем его протяжении нужно отделить стройплощадку от остальной территории на десятки метров вглубь.

Но чтобы получился замкнутый сухой котлован, необходимый для нормального строительства станции, надо еще соорудить между стенами внутри котлована диафрагму. Здесь особая технология, называется она струйная цементация. Через пробуренные в почве отверстия на глубину 30 метров нагнетается цемент по всей площади под будущей станцией. Когда диафрагму накачивают, тогда строительная площадка уже отделена от любых вод – и грунтовых, и морских, которые могли бы проникать через насыпанный здесь песок.

Все эти технические подробности привожу, потому что сам поражаюсь, насколько непростым оказывается подобное строительство. Это потом мы будем выходить из метро и наслаждаться морскими водами. Может быть, даже не вспомним, сколько труда и ответственных технологических решений вложено в сооружение станции многими сотнями строителей и проектировщиков.

– Сейчас стройка не прерывается ни на час, ведем работу в три смены, – отмечает начальник участка. – По контракту, закончить строительство мы должны к концу января 2018 года, но сейчас опережаем график уже на целый месяц.

О главном строителе «Новокрестовской» нужно сказать несколько слов особо. Максиму Федорову всего 31 год, а руководит коллективом 400 человек, причем на таком ответственном и технологически сложном объекте. Он, как и многие из инженерно-технического персонала, по специальности горный инженер, закончил наш Горный университет. Еще в годы учебы работал на строительстве метро – проходчиком, с отбойным молотком. Так что многие операции не только изучал, но и выполнял их практически.

Сейчас на строительстве «Новокрестовской» еще один ответственный этап работ – сооружение опор уже для перекрытий станции.

– Не торопитесь с перекрытиями, ведь внутри еще ничего не сделано? – интересуюсь у специалиста, заглядывая в котлован.

– Это современный способ строительства – top down, то есть сооружение объекта ведется сверху вниз, – поясняет Максим Федоров. – Конечно, облицовку и непосредственно крышу мы сейчас делать не будем, но все капитальные, несущие элементы делаются именно в таком порядке.

Сооружение и заглубление 124 опор – один из самых важных этапов. Их называют свай-колоннами. Трубу диаметром 63 см наполняют не просто бетоном, а еще и арматурой – для прочности. Ведь расчетный вес, который должна держать свая, – 670 тонн. Каждая! Сваи уходят в глубину на 36 метров и опираются уже на слои почвы, сложившиеся тысячелетия назад. Это важно, так как при строительстве станции на намывных территориях часто возникает вопрос: а как же быть с осадками грунта, ведь он еще не слежался после намыва? Как видим, все опоры, стена в грунте и другие конструкции на эти намытые слои не опираются, а держатся на том, что заложила природа.

Из 124 необходимых для станции опор почти 70, то есть больше половины, уже установлены, и это тоже прибавляет оптимизма. Ведь «Новокрестовская» вместе с новым стадионом один из главных петербургских объектов чемпионата мира по футболу 2018 года и должна, как говорится, кровь из носу начать принимать пассажиров уже в первые месяцы 2018-го.

Сама по себе это станция мелкого заложения, то есть нижний вестибюль располагается не так глубоко – в 20 метрах от поверхности земли и в 16 метрах от уровня моря. Платформу оборудуют закрывающимися дверями, а посредине – фонарями в петербургском стиле. Эскалаторов здесь не будет, обойдутся траволаторами, как на «Спортивной-2», хотя, конечно, не такими длинными. Выходов из нижнего вестибюля планируется сделать два – на север и на юг. На самой крыше станции разобьют клумбы и посадят кусты, получится что-то вроде садика.

Намывная территория на Крестовском будет использована еще для того, чтобы отсюда демонтировать проходческий щит, который сейчас прорубает тоннель от Туристской улицы на остров. И это хорошее решение, так как сооружение огромного котлована диаметром 22 метра становится проблемой для многих районов города, как это случилось на Туристской. Там котлован для проходческого щита заложили в жилом районе, и это, конечно же, не радует горожан. Здесь бетонный колодец не будет никого беспокоить.

Строительство колодца для демонтажа щита тоже идет полным ходом. Внутри бетонного кольца возведены леса, и строители обвязывают стены арматурой. Колодец углубляют также способом сверху вниз. Уже сейчас выглядит это впечатляюще, строители трудятся глубоко внизу, даже заглядывать туда немного страшновато.

Колодец уже в высокой степени готовности, хотя проходческий щит – по частям – вытаскивать из него будут очень не скоро. Щит прорубил пока лишь 950 метров в сторону «Новокрестовской», а пройти надо более трех километров, а потом еще проложить тоннель до «Приморской». И лишь затем здесь начнется демонтаж щита – чтобы перевезти его на другой фронт подземных работ.

Когда станцию построят, как планируется, к концу 2017-го, ее свяжут с новой футбольной ареной пешеходными дорожками. Намывную территорию облагородят цветниками и палисадниками, соорудят набережную с видом на Финский залив. Еще хотят неподалеку создать яхтенный клуб. Так петербургское метро подружится с морем.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5656) от 09.03.2016.


Комментарии