Сенная в ожидании Спаса

Горожане старших поколений хорошо помнят Спас-на-Сенной. Более полувека его нет на главной торговой площади города, и все эти годы она без этого храма – будто осиротевшая. Словно незаживающая рана зияет посреди Петербурга. О восстановлении старинной церкви немало говорили на протяжении последних двадцати лет. Но только сегодня эти мечты начинают обретать более-менее реальные очертания.

Сенная в ожидании Спаса | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В нынешнем году исполняется 250 лет со времени освящения храма. Создателем его долгое время считали самого Франческо Бартоломео Растрелли, однако ныне более вероятным автором признается зодчий Андрей Квасов. Впоследствии церковь не раз перестраивалась, но сохраняла облик, присущий архитектуре барокко. Она считалась прибежищем для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.

Редкие фотографии, сделанные в храме в 1938 году, когда его закрыли и сняли с государственной охраны как памятник, свидетельствуют, каким даже тогда великолепным было его внутреннее убранство. И это несмотря на все послереволюционные изъятия церковных ценностей! Кое-что из той красоты сохранилось до наших дней. Фрагменты редкого главного иконостаса и часть алтарных принадлежностей – в фондах Музея Академии художеств, часть храмовых икон – в Спасо-Преображенском соборе, а богослужебные сосуды – в Русском музее. Удастся ли вернуть все это, если Спас-на-Сенной будет восстановлен?..

Когда в начале 1960-х годов в Ленинграде стало известно о готовящемся уничтожении разоренного уже к тому времени храма ради строительства метро, произошло то, чего власти никак не ожидали. В городе, по которому еще не так давно прокатился каток «ленинградского дела», раздался возмущенный гул. Специалисты и общественность стали писать письма в Ленгорисполком, в Москву. Все было тщетно: судьба Спаса-на-Сенной была предрешена. Его взорвали в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но даже после этого интеллигенция продолжала бороться – теперь уже за восстановление церкви. Проект восстановления еще в середине 1970-х годов разработал архитектор Дмитрий Бутырин...

В 1990-е в Москве отстроили заново храм Христа Спасителя. У нас тоже есть примеры, когда старинные церкви возводили заново: не так давно вернулись к жизни Екатерининский собор в Царском Селе и церковь Смоленской иконы Божией Матери на Пулковских высотах. На очереди – Рождественский храм на Песках. Нередко можно услышать: мол, новоделы, «подделки» под старину... Пусть так, но жить в городе с незаживающими ранами тоже никуда не годится.

Юрист прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) Анастасия Жукова уверяет: с того времени как в 2011 году был зарегистрирован приход, работы по воссозданию святыни не останавливались, а только продвигались. Речь об этом идет на выставке, открывшейся на днях в Музее истории религии.

С весны по сентябрь 2013 года проводились археологические исследования остатков фундамента. Найденные артефакты занимают на выставке центральное место. Это подлинные кирпичи, а также фотография закладного рубля времен Екатерины II – оригинал хранится ныне в Институте истории материальной культуры РАН.

– Во время раскопок обнаружили также многочисленные остатки захоронений, сделанных когда-то под полами храма. Останки в истлевших гробовищах принадлежали, возможно, родителям купца Саввы Яковлева, на средства которого когда-то был возведен храм. Известно, что когда он построил каменную церковь на Сенной, то перезахоронил туда тела своих родителей. Кроме них археологи нашли останки (чаще всего – фрагменты) еще полутора десятков человек. Скорее всего, это богатые купцы, жертвовавшие на храм. Сейчас все останки – в часовне на Сенной площади, ждут своего перезахоронения на историческом месте, – рассказывает Анастасия Жукова.

По итогам раскопок в марте прошлого года участок по обрезу фундамента церкви Спаса-на-Сенной признали достопримечательным местом – памятником регионального значения. Как говорится в документе КГИОП, предметом охраны становится сам участок – как главный элемент градостроительной планировки и место приходской церкви. Теперь территорию разрушенного храма можно использовать только для благоустройства участка либо для воссоздания церкви.

В то же время обнаруженные во время раскопок фундаменты сохранять не требуется: они не включены в предмет охраны. Однако, как заверила Жукова, самые интересные и наиболее сохранившиеся фрагменты фундамента будут музеефицированы в пространстве восстановленной церкви.

Сегодня то место, где стоял храм, окружено синим забором, ставшим уже привычным атрибутом Сенной площади. Кажется, он уже никому и не мешает: людские потоки обходят его стороной.

– В настоящее время площадка, где велись археологические исследования, огорожена, а результаты раскопок законсервированы. Идут проектные работы по выносу инженерных коммуникаций с территории, где находился и, мы уверены, будет вновь стоять храм. Они должны начаться весной-летом нынешнего года, – поясняет Анастасия Жукова.

Проект воссоздания храма в настоящее время еще не разработан, однако уже есть утвержденная КГИОП концепция воссоздания храма, разработанная архитектурным бюро «Литейная часть-91» во главе с Рафаэлем Даяновым.

Кстати, на выставке представлен план, где видно – угол станции метро «Сенная площадь» накладывается на храм. Однако существующий ныне наземный вестибюль, не отвечающий уже современным требованиям, в любом случае будут реконструировать. Вход и выход перенесут в сторону улицы Ефимова. Вот такой круговорот получается: сначала снесли церковь, чтобы построить метро, теперь подвинут метро, чтобы возвести церковь...

Да и всю площадь ждут большие перемены. В ноябре прошлого года комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил госконтракт на ее реконструкцию. По проекту, площадь частично избавят от торговых павильонов, а все существующие пешеходные переходы спрячут под землю...

– Храм встанет точно на свое историческое место, – уверена Анастасия Жукова. – Конечно, хочется как можно быстрее увидеть возрожденную церковь, но сроки будут зависеть от финансирования. За счет бюджета города частично оплачены работы по выносу инженерных коммуникаций. Однако непосредственное строительство будет производиться за счет негосударственных средств. Пожертвования граждан – по копеечке, по рублю – очень помогают, чтобы работа над проектом не прерывалась. Мы рассчитываем также на поддержку организаций, готовых профинансировать конкретные виды работ. Эта выставка в Музее истории религии – возможность напомнить людям о ситуации вокруг храма и призыв помочь его возрождению.

Пока же каждый желающий может заглянуть в часовню, что стоит возле станции метро, и внести скромное пожертвование – заплатить за именной кирпич. На каждый кирпич наносится имя его владельца, которому выдается именной сертификат на память.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 044 (5417) от 16.03.2015.


Комментарии