С крошкой буря не страшна

Зимняя бессолевая диета пришлась по вкусу и пешеходам, и автомобилистам Петербурга. Теперь в городе задумались, как избавиться от пыльных весенних бурь. Помочь в этом могла бы гранитная крошка – известный антигололедный материал. Возможности его применения на дорогах города обсудили на заседании комиссии по транспорту Законодательного собрания.

С крошкой буря не страшна | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

О преимуществах и недостатках гранитной крошки как подсыпного материала на дороги говорили целый час. Во-первых, определились, что ее в нашем регионе достаточно. Есть предприятие, расположенное в Выборгском районе Ленинградской области, мощности которого могут обеспечить производство 36 – 40 тысяч тонн крошки в месяц. Однако первый заместитель председателя комитета по благоустройству Сергей Малинин сообщил, что закупают ее только 2 тысячи тонн в год.

– Пока этого хватает, хотя планируем в будущем приобретать побольше, – сказал он. – У нас достаточный опыт применения этого материала. Проблема в том, что при переходе температуры на плюс вся крошка остается на тротуаре и ее надо срочно убирать, причем не сметая на дороги, чтобы гранит не попадал в дождеприемные колодцы «Водоканала». И это требует дополнительных затрат при уборке улиц.

Главный плюс гранитной крошки при сравнении с песком в том, что весной после песка при сухой погоде образуются пыльные бури, так хорошо знакомые петербуржцам, а от гранитной крошки – нет. Разумеется, если она хорошо вымыта, что на предприятии-производителе гарантируют. Песок же почти всегда несет с собой немного глины и земли, собственно, поэтому его и смешивают с солью, чтобы он из-за этой глинистой составляющей не слеживался. Кстати, по стоимости эти материалы равноценны: гранитная крошка немного дороже, но и расходуется ее меньше – при том же антигололедном эффекте.

Но применяют крошку у нас в гораздо меньших количествах, чем песок. На всех предыдущих совещаниях специалисты комитета по благоустройству утверждали, что гранитную крошку можно использовать только в пригородных районах, где она не попадает в колодцы «Водоканала». Иначе засорится вся городская водосливная система. Почему этого не происходит в Финляндии, где крошка основной материал для посыпки дорог, тоже объяснили: там ливнестоки оборудованы специальными ловушками, которые крошку отлавливают, потом ее отмывают и используют вновь.

Однако, как выяснилось, «Водоканал» совсем не так однозначно оценивает последствия применения гранитного материала.

– Мы изучали опыт Финляндии, там не везде установлены ловушки, – пояснил директор по производству «Водоканала» Евгений Мельник. – Сегодня трудно сказать, что произойдет при массовом использовании в городе этого материала. Во-первых, надо смотреть и исследовать, где она будет оседать и скапливаться. Кроме того, на 30 процентах территории города дождевые и талые воды уходят, минуя колодцы, поэтому использование крошки, например, в Пушкине или Павловске представляется очень позитивным.

Следует также отметить, что все очистные сооружения города оборудованы так называемыми песколовками, и, если гранитная крошка до них дойдет (а не осядет где-то в канализационной системе), ее все равно отловят.

Правда, от измельченного гранита исходит еще одна опасность: его кусочки вырываются из-под колес и могут поцарапать стекла и капоты других машин. В Финляндии с этим проще, там разрешенная скорость движения автомобилей в городах меньше, чем у нас, и, разумеется, скоростной режим в Суоми строго соблюдается. Впрочем, производители готовы сделать крошку более мелкой, близкой к песку, и тогда этой угрозы не будет.

В общем, получается, что всерьез исследованием проблем, возникающих при применении гранитного антигололедного материала, никто не занимался. «Водоканал» однозначного заключения о его опасности для систем водоотведения не делает. А экологи утверждают, что этот природный продукт в любом случае лучше химикатов, к тому же избавит город от пыльных бурь.

– По итогам обсуждения мы будем настаивать, чтобы в комитетах администрации города создали рабочую группу, которая бы впервые в нашем городе этот вопрос досконально изучила, – подытожил руководитель комиссии по транспортному комплексу Законодательного собрания Алексей Палин. – В частности, необходимо определить цену вопроса... И еще надо помнить, что здоровье жителей города в любом случае должно оставаться главным приоритетом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (5638) от 08.02.2016.


Комментарии