Главная городская газета

Призраки замка М.

  • 18.05.2015
  • Полина Виноградова, Юлия Дальская
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Городская хроника 29 мая 2017

Сегодня в выпуске:
Виадук на Обводном осваивают...
Причины взрыва выясняют прокуроры...
Диагноз липовый, а срок условный...
В Старую Ладогу через Францию...
И другие новости. Читать полностью

Огни и музыка праздника

От Фестиваля мороженого на площади Островского до «Классики на Дворцовой»... Свой день рождения северная столица отмечала, по традиции, широко и разнообразно. Читать полностью

Вуз занял Александровский парк

В пятницу в КГА были объявлены итоги конкурса на концепцию благоустройства Александровского парка. Победил коллектив из СПбГАСУ. Читать полностью

Время без ночей

Впереди июнь - начало летних отпусков и время отдыха для астрономов северных широт. Ведь до начала августа ночей - в астрономическом понимании - в Петербурге не будет. Читать полностью

Армейцы при параде

На главной городской магистрали началось чествование команды СКА, снова выигравшей этой весной Кубок Гагарина, главный хоккейный трофей страны. Читать полностью

Городская хроника 26 мая 2017

Сегодня в выпуске:
«Реактив» меняет прописку...
Ремонтники вышли на шоссе...
Антинаркотический телефон...
Аристократы морей
И другие новости. Читать полностью
Призраки замка М. | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

С вечера субботы и до утра воскресенья петербуржцы и гости города посещали музеи, библиотеки, концертные залы и некоторые театры. В Петербурге накануне Международного дня музеев в восьмой раз состоялась масштабная акция «Ночь музеев».

Понятно, что в неурочное время посетить культурные места как-то интереснее, и молодежи дай только повод потусоваться ночью – заглянут и в музей, и в библиотеку. Очень многие пришли в БДТ им. Г. А. Товстоногова. С семи вечера до полуночи каждый час здесь проводились экскурсии для групп из пятнадцати человек.

Работники театра встречали посетителей у парадной лестницы. Старейший сотрудник театра Вениамин Каплан и провел всю ораву полуночников по музею: задержались в залах, посвященных эпохе Товстоногова, где Вениамин Наумович предался воспоминаниям.

Молодые и пожилые зрители внимательно слушали, не смея нарушить ход мысли повествователя вопросом или репликой.

В кабинете главного героя всей этой истории – Георгия Товстоногова повествование продолжила заслуженный деятель искусств Ирина Шимбаревич. В этом кабинете Товстоногов проработал с 13 февраля 1956-го по 23 мая 1989 года. Дачный стол с отверстием для зонтика, за которым сиживали известные политики и деятели культуры, например, Федерико Феллини с Джульеттой Мазиной. На стене афиши, в уголке пишущая машинка, два портсигара, пачка сигарет, чернильный прибор и трубка со смолой, телефон, отрывной календарь, лекарства. Кресло, в которое никто не садится. Тогда здесь царил семейный дух, праздновали дни рождения и прочие торжества, с угощениями, но без спиртного... Ирина Шимбаревич сняла со стены портрет хозяина кабинета. Этот портрет подарила Алиса Фрейндлих, а сделала его тетка актрисы в технике «тополиный пух» – на клейкую основу наносятся пушинки. Видно, как Ирине Николаевне здесь все дорого: любимая пепельница режиссера с цветочным рисунком, купленная в галантерейном магазине за семь копеек, эскизы Кустодиева и Бенуа, портрет работы Валерия Метика, на котором режиссер изображен в процессе творчества – с сигаретой, левая рука в кармане пиджака.

В бывшей гримерке Сергея Юрского зрители читали автографы на потолке, Ирина Шимбаревич обратила наше внимание на темно-вишневую роспись Александра Солженицына, чуть поодаль расписался Марк Шагал, там же незаметно Булат Окуджава – скромный человек. «Я Дмитрию Медведеву запретила расписываться – политиков здесь нет, только театрально-художественная интеллигенция», – похвалилась Ирина Шимбаревич. Но премьер-министр все же оставил свой автограф в соседней гримерке. Там уже есть несколько росписей новых героев – начало новой истории. Далее мы прошли через галерею третьего яруса в зрительный зал, где шла световая репетиция спектакля Томи Янежича «Человек» по мотивам книги Виктора Франка «Несмотря ни на что, сказать жизни «Да»: Опыт психолога в концлагере». В конце следующей недели состоится предпремьерный показ.

В Музее печати самое интересное расположилось на втором этаже – в квартире номер 4 собрано типографское оборудование конца XIX – начала ХХ в. Только в «Ночь музеев» посетителям позволено увидеть его в действии и сделать линогравюру на печатном прессе. Тема памяти была отражена в плакатах карикатуристов военного времени. Изображения дополнены язвительными антифашистскими сатирическими стихами наподобие такого: «Куда-то в щель забился дуче./ А Гитлер смотрит туча тучей,/ Тревогу мрачную тая:/сегодня ты, а завтра – я».

А еще мы узнали, что квартира в этом доме стоит более двадцати миллионов рублей – недавно одну продали. Необязательная подробность, как это всегда бывает, осталась в памяти.

Большую очередь пришлось выстоять в Музей петербургского авангарда. Там можно было разглядывать «Зубья» на выставке Петра Белого и странных персонажей перформанса «Охота на Снарка» по мотивам книги Льюиса Кэрролла. Действо придумал Глеб Ершов, музыку написал Владимир Раннев. Ничего не понятно: ходили чудики, кто-то сидел на вышке, завернутый в фольгу, зрители пытались вникнуть в происходящее, но, похоже, напрасно. Надо было просто смотреть и по возможности наслаждаться петербургской пока еще темной ночью и переменчивой весной.

Пришедшие в «Росфото» оказывались в комнате фотолюбителя 1970-х годов. Казалось бы, и ведь не так много времени прошло с тех пор! А такие вещи, как красный фонарь или бачок для проявки, уже вызывают удивленные вопросы: «Что это?». А потертые «Зенит-3» и «ЛОМО» молодежь увлеченно фотографировала на свои смартфоны.

В «Росфото» память учили сохранять. Пришедших послушать проблема сильно волновала: старые семейные фото потерять обидно.

– Цветные фотографии лучше хранить при температуре минус 4 градуса. А старые пленки и вовсе в специальных холодильных камерах без конденсата. Для всех остальных фото на бумажной основе приемлема температура хранения до 18 градусов... – рассказывала художник-реставратор музея Анна Асеева.

А еще на наглядных примерах можно было узнать, как складывалась история фотографии – посмотреть на снимки вековой давности. Вот фотография-визитка: портрет молодого человека, тут же имя, фамилия, красная сургучная печать – так выглядел студенческий билет конца XIX века.

– Красноватый клей сзади говорит о том, что это фото было приклеено к личному делу. Такие документы имелись в уголовке: фотографы были тайными агентами, – увлеченно рассказывала научный сотрудник отдела популяризации и изучения музейного фонда «Росфото» Людмила Старилова.

После несуетности в «Росфото» очередь длиною в ночь перед Михайловским замком несколько шокировала. Дворец Павла I впервые принял участие в «Ночи музеев». И все желающие туда, естественно, не попали.

Внутри музей напоминал душную колбу с броуновским движением – для посетителей организовали квест «Оживающий замок». Кусая кончики ручек, хмуря лбы, они, сидя прямо на паркете с телефонами и планшетами, искали ответы. В парадной столовой, например, ломали голову над тем, кто же присутствовал на последнем для Павла I ужине, когда он, взглянув на себя в зеркале, произнес зловещую фразу: «Посмотрите, какое смешное зеркало, я вижу себя в нем с шеей на сторону».

– Вопросы очень сложные, потому что никаких исходных данных нет: нужно или догадаться, или знать ответ на вопрос, – жалуется одна из посетительниц – Кристина Кузнецова. – Мы в прошлом году были в Строгановском дворце, там тоже был квест, но намного проще – нужно было просто найти предметы из коллекции.

Людей было столько, что бдительные смотрительницы сильно сердились.

– Вы сейчас пальцами дырки в картине протрете! – возмущалась сотрудница музея, когда особо старательные отыскивали фигуру Пушкина на полотне Г. Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу». – Такого столпотворения у нас не было со времен выставки Сильвестра Сталлоне! Тогда очередь была до Фонтанки. А что сейчас творится, даже не описать.

Удивляла прошлой ночью и Петрикирхе. Кто бы мог подумать, что в несколько строгой внешне лютеранской церкви посетителей ожидало авангардное искусство! Тем, кто в Петрикирхе впервые, объясняли: с 1963 года здесь был бассейн, через тридцать лет – снова церковь. Но чашу бассейна демонтировать невозможно: здание просто рухнет. Зато в полуразрушенном пространстве бассейна, где под ногами валяются куски облицовочной плитки, можно устраивать потрясающие инсталляции. Громко тикали ходики – как символ покоя и предсказуемости мира. А под разноцветными лучами прожекторов разрастался волшебный лес. Из надписей на деревьях можно было узнать о вкладе русских немцев в искусство и науку.

«Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании» – сообщали развешенные внутри катакомб кирхи слова Туве Янссон. И многие посетители на выходе воодушевленно откликались: «Было волшебно!».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook