Главная городская газета

Придворная история

1834
Последние материалы Город

Нравственный ориентир для всех

Поздравительную телеграмму на имя отца Александра Ткаченко в связи с присуждением ему Государственной премии РФ направила вчера председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Читать полностью

Городская хроника 9 декабря 2016

Сегодня в выпуске:
Программируют себя на победу...
И все-таки она кончается...
С этого начинается Родина...
Почитателям Пак Кённи...
И другие новости. Читать полностью

Гость поселится на рынке

Началось воссоздание внутренней галереи Никольских рядов, что на Садовой улице, 62. Внутри старинного здания собираются разместить гостиницу, двор же хотят приспособить под общественное пространство. Читать полностью
  • 10.02.2016
  • Лев Березкин
  • |
  • Рубрика Город
Придворная история | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Информация о возможном закрытии на реконструкцию Михайловского дворца – главного здания Русского музея – в который раз разделила культурную общественность Петербурга на два лагеря.

Речь идет о реанимации проекта 2002 года, созданного Михаилом Филипповым, московским архитектором, самым известным в России сторонником неоклассики, автором альтернативного проекта новой сцены Мариинского театра. В самом кратком изложении идея Филиппова такова: перекрыть два внутренних двора Михайловского дворца стеклянными крышами, в результате чего получатся два атриума. Один становится выставочным залом с высоким потолком, что позволяет проводить выставки произведений большого размера. Там же установят стеклянный лифт, который доставит посетителей на любой этаж и позволит с разных точек обозревать атриумное пространство. Второй атриум делится на два уровня, внизу размещается новая входная зона, выше – конференц-зал на 100 мест, такого очень не хватает музею.

Кроме того, Филиппов предложил приспособить чердаки для выставочных залов, дополнив их световыми фонарями – обзорными площадками.

Проект обсуждался на Совете по культурному наследию и был одобрен, а затем согласован Министерством культуры. Его сторонники, в том числе руководство музея, говорили о том, что сейчас дворы – это темные колодцы высотой шесть этажей, в которых до лета не тает снег. Атриумы позволят включить дворы в активно используемое музейное пространство. Вся реконструкция займет два года.

Уже тогда, в начале века, у проекта было много оппонентов. Председатель Петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис говорил, что такое приспособление Михайловского дворца – образца классицизма, одного из лучших творений Карла Росси нарушает законы об охране культурного наследия.

В том же 2002 году проект Филиппова победил на тендере, проведенном ФИСП – Фондом инвестиционных строительных проектов Петербурга, который является заказчиком всех работ, которые проводятся с привлечением денег Всемирного банка. Фонд распоряжается всеми средствами, выделяемыми на конкретный объект. Одним из планов этого банка кроме реконструкции Главного штаба для Эрмитажа было выделение средств на реконструкцию Михайловского дворца и исторической сцены Мариинского театра.

Но и театр, и Русский музей тогда решили взять паузу. Для Мариинки первоочередной задачей было строительство новой сцены – никто не предполагал, что оно затянется на 10 лет. А ГРМ не получил средства на перемещение экспозиции и фондов из Михайловского дворца – эти деньги не входят «в смету» Всемирного банка...

В середине 2013 года стало известно, что Всемирный банк и правительство РФ предварительно договорились о выделении банком 200 млн долларов на реконструкцию Мариинки-1 и Михайловского дворца. Со своей стороны правительство обещало внести 50 млн долларов.

Вскоре началась война санкций, и казалось, что об этих проектах можно надолго забыть. Но, как выяснилось, контакты между Всемирным банком и российскими властями не прерывались. Свою роль сыграл рост стоимости валют. Участие банка в валютном выражении уменьшается, что увеличивает его заинтересованность в реализации престижного культурного проекта.

По источникам, в декабре 2015 года были достигнуты предварительные договоренности: ограничиться менее затратной реконструкцией Михайловского дворца. Работы оцениваются примерно в 50 млн долларов в рублевом эквиваленте, тогда как на Мариинку-1 необходимо в четыре раза больше. Расходы должны быть поделены поровну между Всемирным банком и российской стороной.

Далее события развивались так. В январе 2016 года Минфин известил Минкультуры о возможном получении международных денег. После чего Минкультуры предложило Русскому музею подумать, как оптимизировать затраты на переезд фондов и экспозиций из Михайловского дворца. Предварительно эти затраты оцениваются в 300 млн рублей, и они, напомним, должны быть произведены российской стороной.

Об этом заманчивом предложении музею стало известно общественности – и дискуссии о возможности реконструкции Михайловского дворца возродились с новой силой.

К своим аргументам противники вторжения в архитектуру исторического здания добавляют непростой опыт недавних переездов на новые места Центрального музея ВМФ и ЦГИА.

Сторонники же идеи ссылаются на большую международную практику подобных реконструкций. Самый известный пример – сооружение атриума в Британском музее по проекту Нормана Фостера. Существует удачный пример и в Петербурге. В юбилейном, 2003-м, году был построен атриум в Комендантском доме Петропавловской крепости по проекту Рафаэля Даянова. Он не нарушил исторических панорам, не опирается на старые стены.

Появился зал, ставший удобным местом для проведения выставок, конференций и торжественных событий городского масштаба. Через несколько лет по инициативе частного инвестора, поддержанного руководством Музея истории Петербурга, Даянов создал проект атриума для соседнего, Инженерного, дома. В итоге денег не нашлось, и теперь двор Инженерного дома представляет собой неиспользуемый пустырь. В нашем климате такие дворы очень сложно задействовать круглогодично, тем более для музеев с их строгими требованиями.

По информации ФИСП, Всемирный банк еще не принял окончательного решения, будет ли финансировать создание атриумов в Михайловском дворце. Но Русский музей получил указание Минкультуры готовиться к переезду. Это повлечет полное или частичное закрытие здания для публики.

Все свои предложения по переезду из Михайловского дворца, вариантов его полного или неполного закрытия Русский музей должен представить в Министерство культуры к 1 марта. Что касается финансирования создания атриумов во дворце, то Всемирный банк обещает принять окончательное решение до 31 марта 2016 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

0090