Последний вагон на Дно

В декабре железнодорожники предупреждали, что уже в начале 2015 года в регионах может быть сокращено до 220 электричек. По факту вышло больше. Так, новый год принес жителям Псковской области сенсацию: с 1 февраля 2015 года Северо-Западная пассажирская пригородная компания (СЗППК) полностью отменяет пригородное сообщение в этом регионе. Последний поезд Оредеж – Дно отправится 31 января.

Последний вагон на Дно | ФОТО сайта www. top.rbc.ru

ФОТО сайта www. top.rbc.ru

Автобусная альтернатива

«Пригородное железнодорожное сообщение отменяется по инициативе властей Псковской области, – заявила пресс-секретарь СЗППК Юлия Войтович. – Они официально уведомили нас, что у них не заложены деньги в бюджет, соответственно, не могут сделать заказ. А мы не можем нарушать закон: если нет заказа со стороны субъекта, то нет и перевозок», – пояснила пресс-секретарь.

Заместителя губернатора Псковской области Александра Кузнецова эта мера не пугает. Он планирует заменить железнодорожное сообщение автобусными маршрутами уже в этом году. Интересно, а сам господин Кузнецов на чем будет ездить? Впрочем, тут и к гадалке не надо ходить – на служебной машине, которую, кстати, оплачивают налогоплательщики.

Петербуржцы также негодуют из-за отмены железнодорожного сообщения, ведь у многих из них дачи на Псковщине. «Поезд – это надежный, стабильный и безопасный вид транспорта, – позвонил в редакцию наш подписчик Вадим Александрович. – Отмену пригородного сообщения иначе как маразмом чиновников не назовешь. По каким дорогам будут трястись эти автобусы?»

«Пассажиры голосуют за железнодорожное сообщение, но региональные власти нас не слышат, – сказал еще один читатель, позвонивший в редакцию. – Поэтому мы будем обращаться на федеральный уровень. Они затеяли реформы и пусть расхлебывают результаты, а не мучают народ».

У чиновников Псковской области (как, впрочем, и у других) своя правда – они не хотят компенсировать пригородным компаниям, по их мнению, необоснованно завышенные тарифы проезда по железной дороге. Вот уж поистине – паны дерутся, а у холопов чубы трещат.


Наплодили дочек и долгов

Здесь уместно вернуться к истории вопроса. В результате реформы ОАО «РЖД» все виды деятельности были выделены в независимые друг от друга дочерние компании. Доходы и расходы разделены. И хотя пригородные пассажирские компании (ППК) стали создаваться в 2005 году, перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет грузовых полностью прекратилось только в 2011 году.

С тех пор заказчиками размеров движения поездов в пригородных перевозках на своей территории и регуляторами тарифов являются субъекты Федерации. Они же обязаны (ФЗ # 17, ст. 8, ФЗ # 184, ст. 26.3, п. 12, ч. II) компенсировать 100% убытков, которые несет ППК. В реальности многие не хотят (а некоторые не могут) делать это в полном, а порой и в частичном объеме. И тогда пригородные компании сокращают график пригородного движения.

В прошлом году по всей стране было сокращено 400 поездов. В этом году цифра может увеличиться. И тогда полная отмена поездов коснется не только Псковской и Вологодской областей, но и многих других. Вопросы организации работы пригородного комплекса обсуждались на совещаниях всех уровней, форумах, в Госдуме и Совете Федерации, в Общественной палате, на заседаниях правительства РФ и у президента нашей страны. Как будто бы все озабочены проблемой сохранения социального, востребованного и наиболее безопасного вида транспорта. Кроме тех, кто непосредственно должен обеспечивать транспортную доступность гражданам, – региональных властей.


А что думает начальник транспортного цеха?

Проблема компенсации убытков от пригородных железнодорожных перевозок в России не может решиться пятый год. Справедливости ради следует отметить, что 5 января 2015 года правительство РФ установило коэффициент 0,25 для ППК при расчетах за пользование инфраструктурой ОАО «РЖД». В абсолютном исчислении это 25 млрд рублей (чуть меньше было выделено и в прошлом году).

Такую поддержку правительство оказывает уже четвертый год, и эти ассигнования влияют на тариф. Вопрос – как, ведь суммы инфраструктурной компенсации получают РЖД. Но и этих денег явно недостаточно для спасения ситуации с пригородными перевозками.

За 2014 год общий объем убытков по этому сегменту составил более 15 млрд рублей, а регионы возместят чуть больше 8 млрд. Совокупный долг регионов составляет почти 32 млрд рублей.

По мнению министра транспорта РФ Максима Соколова, проблема пригородных перевозок является наиболее острой в транспортном обслуживании населения: «Нам надо в первом полугодии 2015 года на экспертном уровне обсудить этот вопрос, разработав кардинальные решения. Без этого пригородное сообщение умрет и станет «якорем» – в плохом смысле слова – для всей транспортной отрасли нашей страны». Но тут уместен вопрос: «А кто же, господин министр, мешал вам это сделать раньше?».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает, что надо поменять всю модель пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. По мнению экспертов, для изменения ситуации необходимо принять закон «Об организации регулярного пассажирского сообщения в Российской Федерации».

Законопроект гуляет по коридорам власти уже не один год, но до сих пор не внесен в Государственную думу. А пока он лежит под сукном, чиновники электричкам и дизель-поездам дают красный свет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5381) от 21.01.2015.


Комментарии