Под сенью рубиновых звезд

Малая синагога – часть Большой хоральной – в настоящий момент находится на реставрации и еще официально не открыта. Но заглянуть на реставраторскую «кухню» оказалось очень интересно.

Под сенью рубиновых звезд | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Малая синагога появилась на семь лет раньше Большой, в октябре 1886 года. Тогда это стало знаменательным событием – хотя Царь-освободитель Александр II к тому времени уже пал от рук террористов, еще работали многие его реформы, в том числе некоторые послабления для евреев. Отныне в столице они могли молиться открыто.

Здесь, а потом и в построенной рядом Большой хоральной многие десятилетия и клубилась вся иудейская жизнь города. При советской власти вместе с представителями всех других конфессий служители еврейского культа стали жертвами воинствующих безбожников. Двенадцать расстрелянных раввинов, памятник которым открыт недавно на Левашовской пустоши, это, судя по всему, еще далеко не все пострадавшие за древнюю веру.

В 1930-м Большая синагога на полгода была закрыта и подверглась разграблению. Малая же «трудилась» непрерывно, в том числе и в годы блокады. Но по-настоящему жизнь здесь забила ключом лишь в конце 1980-х.

Архитектура и интерьеры Малой синагоги выполнены в восточном стиле, более всего напоминающем мавританский. Витиеватая лепка, яркие краски, полукруглые окна-аркады. На передней стене молельного зала золотыми буквами – строки из псалмов, а в центре – заповеди Моисея. Под ними – священный шкаф «аром кодеш» для хранения свитка Торы. Все это за многие годы серьезно обветшало. Несколько косметических ремонтов первоначальный облик только исказили. Наконец, четыре года назад началась настоящая реставрация, которая сегодня близка к своему завершению.

Золотые буквы уже сверкают. Вокруг по стенам и галереям разбегаются радостные узоры. Но процесс их нанесения еще идет – старательные женщины-реставраторы тоненькими кисточками одну за другой дописывают мелкие детали. В «предбаннике» готовятся к установке отлитые по уцелевшим образцам гипсовые капители и карнизы. А на первом этаже в специальной комнате восстанавливают тот самый священный шкаф.

Впервые с момента открытия синагоги он снят со своего места и разобран на части – резные двери, купол с рубиновыми и бронзовыми звездами, золоченое основание. Дерево хвойной породы сохранилось хорошо, нужна только специальная пропитка для имитации испарившейся за эти годы смолы.

Руководитель имущественного комплекса Большой хоральной синагоги Михаил Капелевич показывает найденные при реставрации предметы. Газовый светильник (когда газ заменяли электричеством, он, видимо, закатился под половицу), именные бронзовые таблички (при молитве почетные люди занимали свои персональные места) и... трамвайный билет стоимостью 15 копеек – еще «дореформенный», 1950-х годов.

Когда закончится реставрация? Павел Кулешов, главный специалист фирмы «Геликон», ведущей работы, разводит руками:

– Сроки сдвигаются. Нужен еще как минимум месяц. Слишком много обнаружилось непредвиденных изъянов. Например, следы пожара, который случился в начале прошлого века. Торопиться здесь нельзя. В реставрации сроки диктуют не люди, а сами объекты. Иначе можно все погубить и вместо подлинного шедевра получить грубый новодел.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5460) от 19.05.2015.


Комментарии