Главная городская газета

Он не рубль, чтобы всем нравиться

858
Последние материалы Город

Городская хроника 24 марта 2017

ЕГЭ сдают досрочно...
Два буксира ушли под воду...
Кандидаты в «народные судьи»...
И другие новости. Читать полностью

Ремонтников заставят восстановить тротуары

В Смольном обеспокоились, что строители и ремонтники энергосетей после окончания работ часто забывают благоустроить порушенное. Особенно страдают пешеходные зоны. Читать полностью

Сквер на Барочной улице спасли от застройки

После вмешательства спикера Законодательного собрания Петербурга инвестор пообещал, что зеленая зона будет сохранена. Читать полностью
Он не рубль, чтобы всем нравиться | ФОТО с сайта artlebedev.ru

ФОТО с сайта artlebedev.ru

Петербург получил туристический логотип практически бесплатно и теперь в сомнениях: не переплатил ли?

Сейчас сайт известной (-нейшей) московской дизайн-студии Артемия Лебедева открывается именно этим своим детищем, туристическим логотипом Петербурга. Не путать с историческими символами города (см. Устав Санкт-Петербурга, ст. 7) – «Медным всадником», Ангелом на шпиле Петропавловского собора и корабликом Адмиралтейства. То, что создали «лебедевцы», – это смысловые пиктограммы «для удобства туристов».

Впрочем, среди знаков, придуманных студией, есть и схематичный ангел – но также имеются, к примеру, фонтан, зонтик, царская корона и даже батон, в переводе с московского «булка». Всего 19 «иконок», отражающих «интересные, приятные и незабываемые для гостей стороны жизни Питера». И название города на русском и английском (фирменная гарнитура), где черточки – отсылка к разводным мостам, а синяя плавная линия – к Неве и каналам.

Как говорят разработчики, можно взять любой значок и создать свою надпись; размещать значки можно где угодно – хоть на визитках, хоть на приглашениях, хоть на упаковках еды. Плакаты с видами Петербурга, снабженные такими пиктограммами, уже можно встретить, скажем, в аэропорту Пекина и на лондонских такси.

«1 рубль» – такая сумма была прописана в договоре между комитетом по развитию туризма и студией Артемия Лебедева. Как пояснили нам в комитете, Артемий просто записался на прием, явился в комитет и поинтересовался, что объединяет плакаты и вообще продукцию, призванную рекламировать наш город за границей. «Мы сказали, что бюджета на разработку таких «объединяющих символов» нет, – сказала глава комитета Инна Шалыто.

Лебедев предложил сделать работу, считайте, бесплатно. Бог знает, чего это он. Когда к Артемию пришли с заказом на ребрендинг московского метрополитена, это стоило 232 млн рублей – притом что неофициальный сайт, посвященный жизни и деятельности столичного метро, студия Лебедева сделала за так.

Тем временем «подарок» не вызвал восторга у части дизайнерского сообщества Петербурга. В Общественный совет по рекламе обратился гендиректор маркетинговой компании Борис Григорьев: «...сам факт размещения прямой рекламы города в зарубежных странах – неэффективный способ продвижения», «Вопрос, как город смог получить работу стоимостью от 2 до 20 миллионов рублей (примерная стоимость разработки концепции. – Ред.), не проведя ее через госзакупку и не выдав на нее задание, остается открытым...»

На сайте Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (sovetreklama.org) под заголовком «В Петербурге назревает большой креативный скандал» говорится: «...на заседании Санкт-Петербургского представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (СЗО АКАР) было выражено недоумение не столько даже самим логотипом /.../, сколько самим фактом неуважения к креаторам и дизайнерам города». И, дескать, если это подарок городу от Артемия Лебедева, то «почему бы не объявить начало сбора «подарков», а затем среди них открытым голосованием не выбрать лучший?»

Одни и вправду возмущались, почему за дело взялась московская студия; вторые пытались как-то сгладить это кошмарное обстоятельство – припоминали, что мама Артемия, писательница Татьяна Толстая, по рождению ленинградка, а дед Никита Алексеевич Толстой, профессор, работал в ЛГУ.

Читатели сетевого журнала Артемия Лебедева прокомментировали: «Насколько я понял, они хотят дареному коню все зубы пересчитать:))))».

Начальство в комитете по развитию туризма, очевидно, не робкого десятка. Комитет молодой, смену руководства уже переживал не раз, нынешняя глава Инна Шалыто еще года в должности не отметила, и при таком раскладе еще и идти на контакт с ребятами Артемия Лебедева, которые на своем сайте прямо предупреждают: «У нас аллергия на словосочетания «креативное решение» и «оптимизация бизнес-процессов».

Впрочем, 32-летняя Инна Шалыто поработала на важных должностях, в частности, в МТС и Yota, а те компании всегда были довольно смелы во всяческих творческих решениях. У студии Лебедева здоровенное портфолио, в котором – от дизайна «Яндекса» до проектов для Перми (которая бойко и не без успеха оспаривала у Петербурга звание «культурной столицы»). Сам Артемий – хулиганье, конечно, но в свое время по предложению управления кремлевской пресс-службы был в составе жюри конкурса творческих проектов сайта президента России.

Как бы то ни было, президент Общественного совета по рекламе Сергей Пилатов объявил, что «принято решение провести совместное заседание совета с СЗО АКАР, пригласив на него специалистов Территориального управления ФАС РФ, руководителей комитета по туризму и комитета по печати и взаимодействию со СМИ, а также представителей Молодежной коллегии» (цитируем по сайту Координационного совета по рекламе). Молодежная коллегия при губернаторе Петербурга здесь к тому, что тоже объявляла свой конкурс на логотип города и даже имеет пять работ-финалистов («в подарок» ли они любимому городу или нет – не сказано).

Борис Григорьев в своем письме завершает: «Предлагаю совместными усилиями, от имени рекламного сообщества Петербурга дать оценку креативу этой кампании и подсчитать репутационный ущерб, нанесенный городу в непростых экономических условиях».

Так что Лебедев нам, может статься, еще и заплатит за свой подарок.

Заседание Общественного совета по рекламе намечено на первую декаду февраля.


Экспресс-комментарий

Иван УРАЛОВ, художник, педагог:

– На днях с логотипами ознакомилось правление Всемирного клуба петербуржцев. По общему мнению, проект производит впечатление содержательно банальное и пластически вялое. Это уровень не Санкт-Петербурга, а некоего среднестатистического европейского города, не особенно яркого, где можно выпить чашечку кофе и провести джазовый фестиваль.

Со своей стороны, я считаю необходимым провести два конкурса. Первый – конкурс идей. Второй – конкурс проектов графического дизайна. В Петербурге существуют блестящие школы графического дизайна, в том числе на кафедре дизайна в СПбГУ.

Следует также оставить в стороне принцип: как бы купить подешевле, а лучше – получить даром. То есть можно и в качестве подарка, но все равно на основе конкурса предложений.

Петербург столько лет жил без туристической эмблемы, что лучше не торопиться, дабы не навредить.


Михаил КАРАСИК, художник, куратор:

– Мой первый просмотр туристических логотипов, пиктографической навигации по городу был случаен, я не заострил на них своего внимания, видимо, не зацепило. Цветовая палитра вполне соответствует летнему туристическому сезону, а вот сами знаки показались достаточно банальными, особенно – колонна, якорь, фонтан, кофейная чашка. Понятно, что язык пиктограмм – условный и схематизированный, найти в нем новую образную систему непросто. Не все значки прочитываются, непонятно, что они обозначают, т. е. не работают. При вполне молодежном графическом языке, что важно, а также хорошем шрифте, сами знаки вызывают вопросы. Отдельно пиктограмма без надписи «Saint Petersburg» и совсем проигрывает. У меня не сложилось ощущения, что эти пиктограммы являются единственным и самым удачным решением.


Дмитрий ХАРШАК, дизайнер, редактор:

– Я очень порадовался, когда увидел новости о семействе туристических логотипов и фирменном стиле нашего города. Айдентика получилась живая, современная и формирующая привлекательный образ города – то, что нужно для продвижения СПб как центра притяжения для иностранных туристов. Ничего не имею против сложившегося образа Петербурга как города барокко, ампира и классицизма, города Эрмитажа и Мариинского театра, балета и классической музыки. Но Петербург эмоционально богаче и живее засушенной в гербарии впечатлений традиционной картинки. Город молодой (самая молодая европейская столица), европейский (самый европейский город России) достоин отличного яркого образа. И такой образ создан в студии Лебедева. Почему-то считается, что если речь идет о Петербурге, то надо постоянно оглядываться в прошлое... Но мне хочется смотреть в будущее. Город-то живет, развивается, и хочется верить, что главные достижения у нас не в прошлом, а что-то хорошее ждет и в будущем.

В системе айдентики, разработанной для нашего города в студии Лебедева, мне нравится еще и то, что создан неожиданный образ, не укладывающийся в шаблонные ожидания (типа, если речь про Питер, то куда уж тут без Петровского гражданского шрифта, если говорить о типографике). Городской иконографике место нашлось – здесь и разведенные мосты, и якорь, и купола, и Александровская колонна. Но графическое решение остроумно и радует глаз. Отдельно порадовал копирайт в рекламных плакатах The home of russian intelligentsia и др. В новой айдентике Петербурга нет, слава богу, ничего от «мосты повисли над водами» и «твоих оград узор чугунный».

Обидно в этой истории только одно – что у нас в Питере не нашлось местных творческих сил предложить вменяемый вариант туристической айдентики.

Подготовил Лев БЕРЕЗКИН

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

0051