Он не рубль, чтобы всем нравиться

Петербург получил туристический логотип практически бесплатно и теперь в сомнениях: не переплатил ли?

Он не рубль, чтобы всем нравиться | ФОТО с сайта artlebedev.ru

ФОТО с сайта artlebedev.ru

Сейчас сайт известной (-нейшей) московской дизайн-студии Артемия Лебедева открывается именно этим своим детищем, туристическим логотипом Петербурга. Не путать с историческими символами города (см. Устав Санкт-Петербурга, ст. 7) – «Медным всадником», Ангелом на шпиле Петропавловского собора и корабликом Адмиралтейства. То, что создали «лебедевцы», – это смысловые пиктограммы «для удобства туристов».

Впрочем, среди знаков, придуманных студией, есть и схематичный ангел – но также имеются, к примеру, фонтан, зонтик, царская корона и даже батон, в переводе с московского «булка». Всего 19 «иконок», отражающих «интересные, приятные и незабываемые для гостей стороны жизни Питера». И название города на русском и английском (фирменная гарнитура), где черточки – отсылка к разводным мостам, а синяя плавная линия – к Неве и каналам.

Как говорят разработчики, можно взять любой значок и создать свою надпись; размещать значки можно где угодно – хоть на визитках, хоть на приглашениях, хоть на упаковках еды. Плакаты с видами Петербурга, снабженные такими пиктограммами, уже можно встретить, скажем, в аэропорту Пекина и на лондонских такси.

«1 рубль» – такая сумма была прописана в договоре между комитетом по развитию туризма и студией Артемия Лебедева. Как пояснили нам в комитете, Артемий просто записался на прием, явился в комитет и поинтересовался, что объединяет плакаты и вообще продукцию, призванную рекламировать наш город за границей. «Мы сказали, что бюджета на разработку таких «объединяющих символов» нет, – сказала глава комитета Инна Шалыто.

Лебедев предложил сделать работу, считайте, бесплатно. Бог знает, чего это он. Когда к Артемию пришли с заказом на ребрендинг московского метрополитена, это стоило 232 млн рублей – притом что неофициальный сайт, посвященный жизни и деятельности столичного метро, студия Лебедева сделала за так.

Тем временем «подарок» не вызвал восторга у части дизайнерского сообщества Петербурга. В Общественный совет по рекламе обратился гендиректор маркетинговой компании Борис Григорьев: «...сам факт размещения прямой рекламы города в зарубежных странах – неэффективный способ продвижения», «Вопрос, как город смог получить работу стоимостью от 2 до 20 миллионов рублей (примерная стоимость разработки концепции. – Ред.), не проведя ее через госзакупку и не выдав на нее задание, остается открытым...»

На сайте Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике (sovetreklama.org) под заголовком «В Петербурге назревает большой креативный скандал» говорится: «...на заседании Санкт-Петербургского представительства Ассоциации коммуникационных агентств России (СЗО АКАР) было выражено недоумение не столько даже самим логотипом /.../, сколько самим фактом неуважения к креаторам и дизайнерам города». И, дескать, если это подарок городу от Артемия Лебедева, то «почему бы не объявить начало сбора «подарков», а затем среди них открытым голосованием не выбрать лучший?»

Одни и вправду возмущались, почему за дело взялась московская студия; вторые пытались как-то сгладить это кошмарное обстоятельство – припоминали, что мама Артемия, писательница Татьяна Толстая, по рождению ленинградка, а дед Никита Алексеевич Толстой, профессор, работал в ЛГУ.

Читатели сетевого журнала Артемия Лебедева прокомментировали: «Насколько я понял, они хотят дареному коню все зубы пересчитать:))))».

Начальство в комитете по развитию туризма, очевидно, не робкого десятка. Комитет молодой, смену руководства уже переживал не раз, нынешняя глава Инна Шалыто еще года в должности не отметила, и при таком раскладе еще и идти на контакт с ребятами Артемия Лебедева, которые на своем сайте прямо предупреждают: «У нас аллергия на словосочетания «креативное решение» и «оптимизация бизнес-процессов».

Впрочем, 32-летняя Инна Шалыто поработала на важных должностях, в частности, в МТС и Yota, а те компании всегда были довольно смелы во всяческих творческих решениях. У студии Лебедева здоровенное портфолио, в котором – от дизайна «Яндекса» до проектов для Перми (которая бойко и не без успеха оспаривала у Петербурга звание «культурной столицы»). Сам Артемий – хулиганье, конечно, но в свое время по предложению управления кремлевской пресс-службы был в составе жюри конкурса творческих проектов сайта президента России.

Как бы то ни было, президент Общественного совета по рекламе Сергей Пилатов объявил, что «принято решение провести совместное заседание совета с СЗО АКАР, пригласив на него специалистов Территориального управления ФАС РФ, руководителей комитета по туризму и комитета по печати и взаимодействию со СМИ, а также представителей Молодежной коллегии» (цитируем по сайту Координационного совета по рекламе). Молодежная коллегия при губернаторе Петербурга здесь к тому, что тоже объявляла свой конкурс на логотип города и даже имеет пять работ-финалистов («в подарок» ли они любимому городу или нет – не сказано).

Борис Григорьев в своем письме завершает: «Предлагаю совместными усилиями, от имени рекламного сообщества Петербурга дать оценку креативу этой кампании и подсчитать репутационный ущерб, нанесенный городу в непростых экономических условиях».

Так что Лебедев нам, может статься, еще и заплатит за свой подарок.

Заседание Общественного совета по рекламе намечено на первую декаду февраля.


Экспресс-комментарий

Иван УРАЛОВ, художник, педагог:

– На днях с логотипами ознакомилось правление Всемирного клуба петербуржцев. По общему мнению, проект производит впечатление содержательно банальное и пластически вялое. Это уровень не Санкт-Петербурга, а некоего среднестатистического европейского города, не особенно яркого, где можно выпить чашечку кофе и провести джазовый фестиваль.

Со своей стороны, я считаю необходимым провести два конкурса. Первый – конкурс идей. Второй – конкурс проектов графического дизайна. В Петербурге существуют блестящие школы графического дизайна, в том числе на кафедре дизайна в СПбГУ.

Следует также оставить в стороне принцип: как бы купить подешевле, а лучше – получить даром. То есть можно и в качестве подарка, но все равно на основе конкурса предложений.

Петербург столько лет жил без туристической эмблемы, что лучше не торопиться, дабы не навредить.


Михаил КАРАСИК, художник, куратор:

– Мой первый просмотр туристических логотипов, пиктографической навигации по городу был случаен, я не заострил на них своего внимания, видимо, не зацепило. Цветовая палитра вполне соответствует летнему туристическому сезону, а вот сами знаки показались достаточно банальными, особенно – колонна, якорь, фонтан, кофейная чашка. Понятно, что язык пиктограмм – условный и схематизированный, найти в нем новую образную систему непросто. Не все значки прочитываются, непонятно, что они обозначают, т. е. не работают. При вполне молодежном графическом языке, что важно, а также хорошем шрифте, сами знаки вызывают вопросы. Отдельно пиктограмма без надписи «Saint Petersburg» и совсем проигрывает. У меня не сложилось ощущения, что эти пиктограммы являются единственным и самым удачным решением.


Дмитрий ХАРШАК, дизайнер, редактор:

– Я очень порадовался, когда увидел новости о семействе туристических логотипов и фирменном стиле нашего города. Айдентика получилась живая, современная и формирующая привлекательный образ города – то, что нужно для продвижения СПб как центра притяжения для иностранных туристов. Ничего не имею против сложившегося образа Петербурга как города барокко, ампира и классицизма, города Эрмитажа и Мариинского театра, балета и классической музыки. Но Петербург эмоционально богаче и живее засушенной в гербарии впечатлений традиционной картинки. Город молодой (самая молодая европейская столица), европейский (самый европейский город России) достоин отличного яркого образа. И такой образ создан в студии Лебедева. Почему-то считается, что если речь идет о Петербурге, то надо постоянно оглядываться в прошлое... Но мне хочется смотреть в будущее. Город-то живет, развивается, и хочется верить, что главные достижения у нас не в прошлом, а что-то хорошее ждет и в будущем.

В системе айдентики, разработанной для нашего города в студии Лебедева, мне нравится еще и то, что создан неожиданный образ, не укладывающийся в шаблонные ожидания (типа, если речь про Питер, то куда уж тут без Петровского гражданского шрифта, если говорить о типографике). Городской иконографике место нашлось – здесь и разведенные мосты, и якорь, и купола, и Александровская колонна. Но графическое решение остроумно и радует глаз. Отдельно порадовал копирайт в рекламных плакатах The home of russian intelligentsia и др. В новой айдентике Петербурга нет, слава богу, ничего от «мосты повисли над водами» и «твоих оград узор чугунный».

Обидно в этой истории только одно – что у нас в Питере не нашлось местных творческих сил предложить вменяемый вариант туристической айдентики.

Подготовил Лев БЕРЕЗКИН

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5387) от 29.01.2015.


Комментарии