Незатоваренная бетономешалка

Скоро проезд для большегрузных автомобилей по российским дорогам станет «золотым». Для мегаполисов (и Петербург не исключение) это обернется удорожанием всех видов строительства, тарифов на перевозку через порт и товаров в магазинах. Повысится себестоимость продукции петербургских заводов. Как следствие, наша промышленность снизит конкурентоспособность.

Незатоваренная бетономешалка |
Как мы уже писали ранее, с июля этого года в действие вступило постановление правительства РФ # 12 от 9 января 2014 г. Документ ограничил массу автотранспортных средств (вместе с грузом) по дорогам общего пользования. Фактически теперь современные тягачи и самосвалы, чтобы уложиться в лимит, можно загружать максимум на 50% от допустимого по техпаспорту.

За полтора года, прошедших от появления постановления до «часа икс», транспортники подготовиться к новой ситуации не сумели. Не то чтобы «проспали» _ а что они могли сделать? Распродать старый автопарк, купить новый, потеряв на этой операции миллионы? Если учесть, что значительная часть грузовиков и спецтранспорта взята в лизинг или кредит, замена подвижного состава вообще нереальна.

Эксперты подсчитали, что стройматериалы теперь могут подорожать до 50%. В расчет принимались песок, цемент и прочие «ингредиенты» дорог, мостов и зданий. Если внести в палитру такие краски, как снижение покупательской активности населения, сокращение выпуска промышленной продукции и увеличение кредитной задолженности граждан и бизнеса, картина для строителей будет безрадостной. А ведь эта отрасль в январе _ сентябре 2015 г. показала оборот почти 200 млрд рублей, дав работу смежникам и обеспечив зарплатой 63 тысячи горожан.

Ситуация оказалась настолько острой, что заслужила внимание общественного совета при комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга Сергей Харлашкин не поддерживает идею уменьшения поборов с владельцев большегрузов. «В Западной Европе подобные машины не движутся по дорогам общего пользования. Колейность на наших трассах _ результат их износа, а его причина _ тяжелый транспорт. Даже пересмотр цен по госконтрактам из-за сбора, если плата пойдет на компенсацию ущерба, _ меньшее зло», _ сказал он, отвечая на вопрос корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей».

Директор саморегулируемого строительного объединения «Россо-Дормост» Кирилл Иванов обратил внимание, что в постановлении допущена ошибка: вес машины определяется по осям. Дорожная полиция считает наиболее нагруженную из них и умножает на число осей, завышая нагрузку на 20 _ 25%. Например, вместо фактических 30 тонн расчетным методом получается 42 тонны.

За перевес положен штраф от 250 до 400 тысяч рублей, что делает нарушение разорительным. Вывод _ надо делать в два раза больше поездок. Помимо затрат на трафик это дает и другие неприятные эффекты: сыпучие грузы в полузаполненном кузове смещаются при торможении, полупустая бетономешалка неустойчива, бетон оседает на стенках груза (из 3,5 куб. м потеря 1 _ 3 куб. м).

Некоторые члены совета предложили «идеальный вариант»: пересмотреть сроки исполнения (естественно, в большую сторону) и стоимость государственных контрактов на строительство _ поднять их цену на 10% (напомним, что, по закону, это максимум, на что можно пойти в рабочем порядке, не пересматривая итоги торгов). Обоснование он привел такое: транспортная составляющая _ это 25 _ 35% цены контракта. На это возразил представитель Законодательного собрания: никто не будет пересматривать условия госконтрактов _ денег нет.

Защитником позиции правительства выступил заведующий кафедрой организации перевозок и безопасности движения университета «Горный» Алексей Терентьев. Логика постановления в том, что дорожная одежда рассчитана на определенную нагрузку. Большегрузы иностранного производства ее превышают.

«Нам говорили _ берите машины евроклассов, _ сказал президент корпорации «Гепард» Алехан Албогачиев. _ Ведь за последние 10 лет наши дороги стали лучше, производительность на каждого водителя растет. Сегодня коэффициент выхода на рейс у иномарок 80 _ 85%, а у «КамАЗов» и «Уралов» из 10 машин на линии только 4».
Заместитель генерального директора _ начальник управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валентин Енокаев отмечает, что транспортники сами загнали себя в угол: «Автомобили не для перевозок крупных партий инертных материалов, для этого есть железные дороги».

Важная особенность логистической системы Петербурга и Ленинградской области _ длинное плечо перевозок стройматериалов (до 150 км). И ведь не от хорошей жизни: если в Гаврилове (это Выборгский район Ленобласти) щебень стоит 700 руб. за тонну, то в Карелии _ 350 рублей. Потребителю бывает выгоднее заказать карельский _ даже с транспортными расходами он будет дешевле.

Проблемы не только у строителей. Например, как быть мостовикам? Они тоже привыкли выбирать поставщиков. После того как местные металлисты поймут, что мостовики лишены выбора, они еще выше поднимут цену. Получается, что чиновники, на словах борясь с монополизмом, на деле поступают наоборот.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5588) от 19.11.2015.


Комментарии