Не пойте под балконом

Через пару недель глава Центрального района Мария Щербакова будет принимать отчеты своих жилкомсервисов о состоянии балконов жилых домов на вверенной ей территории. Сделать такой анализ было велено после инцидента в доме # 63 по Лиговскому проспекту. Днем 31 мая в здешнем дворе-колодце отвалился балкон шестого этажа. И повис на балконе пятого этажа.

Не пойте под балконом | РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

РИСУНОК Вячеслава ШИЛОВА

К счастью, вниз рухнул лишь небольшой фрагмент. Основные остатки срезала и аккуратно спустила на землю команда МЧС. Никто не пострадал. И даже балконы третьего и второго этажей остались в целости. Спасатели, как следует из официального сообщения, убедились, что угроза дальнейшего разрушения дома отсутствует.

Как обычно, после ЧП следуют ЦУ и разнообразные меры. Большие начальники на что-то активно указывают начальникам поменьше. Те в свою очередь – тоже активно – собирают какие-то данные, что-то актируют, пишут заключения и дают предложения. Сегодня события развиваются именно по этому сценарию: методично, скучно, уныло. И суетливо.

Управляющие компании должны обойти свои дома, обозреть невооруженным глазом балконы. И если возникнут подозрения на аварийность, поставить вопрос о профессиональной экспертизе.

В общем, ничего нового. Администрация строжайше обязала управляющие компании делать то, что они и без ЦУ всегда делали. Особенно это касается написания заключений и дачи предложений. Именно на коммунальные конторы законодательство возлагает ответственность за состояние балконов (да, собственно, и всех прочих выступающих частей зданий). Как гласят Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, принятые постановлением Госстроя РФ # 170, жилищники обязаны «при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций».

А еще они же должны «провести охранные работы и принять меры по их (балконов) восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту». Ну и далее в том же духе. Вплоть до обязанности просвещать население о пагубности размещения на балконах старых холодильников и шкафов и необходимости окрашивать цветочные ящики, выставленные на балконы, «атмосфероустойчивыми красками, соответствующими цвету, указанному в колерном паспорте фасада». Неисполнение всех этих обязанностей чревато штрафами от Госжилинспекции, выволочками от районных властей и жилищного комитета. А в пиковых ситуациях – и уголовным делом.

Правда, строгие правила умалчивают, за счет каких средств управляющие компании должны заказывать проекты, обследования и восстановление и как именно надлежит просвещать граждан и проникать в их квартиры с целью окраски цветочных ящиков. А потому давным-давно негласно решено ограничиться охранными работами. И самым распространенным методом работ стал запрет жильцам выходить на балкон, а самым распространенным материалом – зеленая сетка.

Идешь по старому городу, и повсюду в глаза бросаются результаты «охранной деятельности». И чем дальше, тем больше: на том же Лиговском проспекте и в Басковом переулке, на улицах Некрасова и Жуковского... Классическим примером можно считать дом # 35 по улице Восстания. Сетка здесь заменила демонтированную решетку полукруглого балкона на третьем этаже, выходящего на перекресток Восстания и Баскова переулка. Уж много лет прошло, а она все висит: выцвела, пропылилась. И это на одной из статусных улиц города. Стоит ли ждать особого отношения к какому-то там дворовому флигелю на Лиговском проспекте, 63?

Сегодня, пока ЧП еще у всех на слуху, жилкомсервис # 2 Центрального района, в зоне ответственности которого расположен поврежденный дом, получил ЦУ собрать документы, чтобы приблизить срок капитального ремонта фасада дома.

Вообще-то в региональной программе такие работы по адресу: Лиговский, 63, отнесены аж на 2021 – 2023 годы. И если власти действительно решат включить дом в программу ближайшего года, то другим домам придется подвинуться. Впрочем, похоже, специалисты управляющей компании сами не очень верят в реальность такого исхода.

– Сейчас компания «Жилкомэксперт» уже проводит обследование оставшихся балконов, – поясняет технический директор ЖКС # 2 Центрального района Эдуард Фролов. – По его результатам будет ясно, что делать дальше. Не исключено, что и другие 14 балконов в этом доме придется демонтировать.

Вообще-то разговоры про приближение капитального ремонта – это хорошая мина при плохой ситуации. Очень плохой! Восстановление аварийных (или демонтированных) балконов как вид работ капитального характера забыто, вывалилось из утвержденного перечня. Стало быть, по ныне действующим правилам организации капремонта, и финансирование на эти цели не предусмотрено. Есть ремонт фасадов. Есть восстановление конструктивных элементов (аварийных балок, перекрытий и прочего в том же духе). А балконов нет, будь они трижды аварийными и демонтированными. В программе капремонта 2015 года значатся 122 здания, где будут заменены прогнившие балки. Но ни слова о прогнивших балконах.

Руководители регионального Фонда капитального ремонта и жилищного комитета, надо отдать им должное, на днях озаботились решением этой проблемы. Правда, пока они еще в самом начале этого административного пути. Успели лишь договориться, что в будущем при составлении смет ремонта фасадов или конструктивных элементов неплохо бы учитывать и расходы на восстановление балконов. И вроде бы даже это правило планируют применять уже при составлении программы ремонта на 2016 год. Разумеется, если удастся учесть или обойти огромное количество законодательных нестыковок, несогласованностей и разночтений. К примеру, разработать-таки отдельный механизм для жилых зданий, признанных памятниками, которые не могут ремонтироваться на общих основаниях. А на «необщих» нет денег. Или наконец-то на уровне федерального законодательства установить: является балкон частной собственностью или общим имуществом дома?

Впрочем, все равно в воздухе повиснет вопрос о домах, уже прошедших капремонт фасадов. По всевозможным правилам теперь включать такой дом в ремонтную программу можно лишь по истечении нормативного срока. То бишь лет через 25 – 30. И для многих зданий это означает, что до хлипких балконов руки дойдут лишь через десятилетия.

Самый яркий пример такого подхода к разработке программы капремонта – судьба дома # 7 на улице Рубинштейна. Знаменитая «слеза социализма», памятник конструктивизма 30-х годов прошлого века. Капитальный ремонт фасада здесь был сделан года три назад, и по проекту работы должны были сопровождаться полным демонтажом аварийных балконов. Но вмешался КГИОП, который объявил, что не позволит ничего отпиливать от исторического памятника. И с тех пор на чистом светлом фасаде здания торчат задрапированные сеткой балконы, на которые, разумеется, запрещено выходить. Между тем следующий ремонт фасада запланирован на 2033 год. А пока, стало быть, во избежание трагедии нельзя не только выходить на балконы... Опасно и ходить мимо этого дома.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (5476) от 10.06.2015.


Комментарии