Над Невским чистое небо

Уже в будущем году небо над Невским проспектом окончательно очистится, пообещали в Смольном. Не от облаков, конечно: в городе стартовала программа «Чистое небо над Невским», предполагающая ликвидацию контактной сети и паутины прочих проводов, протянутых над главным проспектом Петербурга (будет произведено так называемое кабелирование). Об этом на недавнем заседании коллегии по транспорту сообщил председатель профильного комитета Александр Головин.

Над Невским чистое небо | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Он считает будущий год вполне реальным сроком для реализации такого масштабного проекта. При этом, обещают чиновники, без троллейбусов горожане не останутся: привычные «единицы», «пятерки», «семерки», «десятки» как ходили, так и будут ходить. Просто теперь на эти маршруты выйдут не обычные троллейбусы, а «гибридный подвижной состав с увеличенным автономным ходом».

- В первом полугодии мы произвели большую закупку троллейбусов с автономным ходом - 104 машины, - рассказал Головин. - А поскольку Минпромторг выделил на нее субсидию, у нас высвобождается около 100 миллионов рублей, на которые мы еще докупим таких же троллейбусов. Сейчас «Горэлектротранс» рассчитывает нагрузки на контактную сеть и готовит техзадание на предпроектирование.

Гибриды планируют использовать не только на Невском, но и в зонах новой жилой застройки в Приморском районе, куда не дотянулась контактная сеть. Как поясняют в «Горэлектротрансе», таким образом маршрутная сеть будет заметно расширена без строительства дорогостоящей инфраструктуры.

Закупленные троллейбусы имеют автономный ход - 12 км. Понадобится больше, можно заказать - производитель готов сделать любые, весь вопрос в батарее, а значит, в весе и цене. На тех, что очень скоро поедут по улицам северной столицы, используется три вида батарей: литий-ионные компании ENERZ, литий-фосфатные компании «Лиотех» (Роснано) и литий-титанатные тошибовские. За время эксплуатации станет ясно, какие из этих инновационных аккумуляторов лучше. Чтобы не слишком рисковать бюджетными деньгами, вкладываясь в технику нового поколения, город заложил в условия закупки восьмилетнюю гарантию производителя на нее.

Уже в октябре первая группа повышения квалификации слесарей по ремонту подвижного состава сядет за парты учебно-курсового комбината ГЭТ. Учить их управляться с гибридами будут специалисты заводов - изготовителей троллейбусов с автономным ходом, практику они пройдут уже на своих рабочих местах. Также до конца 2017-го «Горэлктротранс» намерен организовать обучение водителей для работы на таких машинах. По информации предприятия, первые гибриды выйдут на троллейбусные маршруты № 9, 23, 25, 41, 43 и 50.

Параллельно город будет развивать перевозки электробусами, заменяя ими дизельные автобусы. Пилотный проект предполагает закупку в 2018 году 50 электробусов - ими заменят все автобусы Васильевского острова и части Петроградской стороны, так что и там воздух и небо станут чище. По словам Александра Головина, до конца нынешнего года комитет вместе с перевозчиками намерен разобраться с необходимыми для этого энергомощностями и видами зарядных устройств:

- Мы создали рабочую группу и начали пилотный проект по использованию электробусов в центре города, - сказал глава профильного комитета. - Электробусам нужна соответствующая зарядная инфраструктура. Думаю, к октябрьскому форуму SmartTRANSPORT мы уже сформулируем свою позицию по этому вопросу.

Электробус, как и троллейбус с увеличенным автономным ходом, уже проходил опытную обкатку (или, как говорят специалисты, подконтрольную эксплуатацию) в Петербурге. Его постарались испытать в самое суровое и тяжелое для транспортников время - зимой, по снегу.

- Характеристики оказались ниже, чем были заявлены заводом-изготовителем, - констатировал генеральный директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин. - Особенно удивил увеличенный расход дизельного топлива, которое электробус тратит на обогрев внутренних систем - почти 25 литров на 100 километров.

Для сравнения: расход топлива аналогичной дизельной машины (и на движение, и на обогрев. - Прим. ред.) - 32 - 35 литров... Мы свои заключения по итогам опытной эксплуатации передали заводу-изготовителю. Надо отдать должное - на сегодняшний день КамАЗ уже разработал электробус второго поколения. Ждем его на тест.

Кроме того, во втором полугодии «Пассажиравтотранс» ждет на подконтрольную эксплуатацию электробусы Vitovt Е433 на суперконденсаторе («Белкоммунмаш»), «ЛиАЗ-6274» и «Волгабас Ситиритм-12Е» с увеличенным зарядом батарей, позволяющим иметь запас хода до 300 км. Они поступят на предприятие в сентябре.

Белорусские машины на суперконденсаторе в отличие от аккумуляторных собратьев быстро заряжаются и не требуют создания дорогой инфраструктуры. Запас хода у них всего 18 км, но, говорят специалисты, в условиях города этого вполне достаточно для организации нормального движения. А вот ЛиАЗ, КамАЗ и Волгабас создали электробусы с запасом хода 300 км.

- Мы намерены попробовать и их в эксплуатации, - говорит Александр Головин. - Понятно, что такая машина стоит втрое дороже той, что рассчитана на 18 км. Но, чтобы полностью зарядить батарею, требуются часы, а суперконденсатор - всего 6 минут. Впрочем, технологии не стоят на месте, и мы будем сейчас изучать все, что касается пробега, зарядных станций, возможностей и стоимости появляющихся образцов электробусов. Основная наша цель - сделать центр города экологичнее. Надо понимать, что переход на альтернативные виды топлива и энергии неизбежен. Весь мир стремится улучшать экологию городов, мы не исключение. И это касается не только городского общественного транспорта. Мы будем создавать преимущества всем, кто осваивает электромобили и газомоторное топливо, в том числе частникам и таксистам.

#контактная сеть #город #гибриды

Комментарии