На десятилетия вперед

14 декабря Законодательному собранию Санкт-Петербурга исполнилось 20 лет; сегодня в Мариинском дворце пройдет посвященное этому юбилею торжественное заседание. Об основных этапах работы, о значении парламента в системе органов городской власти и о принципах законотворческой работы главному редактору «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрию ШЕРИХУ рассказал председатель Законодательного собрания пятого созыва Вячеслав МАКАРОВ.

На десятилетия вперед | Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания

Фото предоставлено пресс-службой Законодательного собрания

– Вячеслав Серафимович, 14 декабря петербургский парламент отметил свое 20-летие. Если оглянуться назад, многое ли изменилось в работе Законодательного собрания?

– Конечно, менялось многое – избирательное законодательство, приходили новые депутаты. Мы проделали большой путь. 20 лет назад депутатам приходилось начинать с нуля. Нужно было срочно принимать базовые законы в области экономики, социальной защиты населения, бюджетного процесса, региональных налогов, местного самоуправления. Теперь нам уже не приходится срочно заполнять пробелы в законодательстве. Благодаря депутатам первых созывов, которые, работая в сложных политических и экономических условиях, смогли создать эффективную нормативную базу, мы получили возможность тщательно планировать законотворческий процесс. Большое подспорье здесь – совместный план законотворческой работы Законодательного собрания и губернатора Санкт-Петербурга.

Самым позитивным сдвигом, на мой взгляд, является переход от «пожарного режима» к стратегическому планированию. В последние годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга все больше занималось вопросами стратегического характера, принимало программы развития нашего города на десятилетия вперед.


– Законотворческая работа – это рутина, но и в ней есть свои яркие моменты. Наверное, можно выделить какие-то важные этапы двадцатилетней работы петербургского парламента?

– Во-первых, это, конечно же, Устав Санкт-Петербурга – конституция нашего города. Он принят 14 января 1998 года. Помимо полномочий органов власти, основ бюджетного процесса, административного устройства в нем утверждены важные нормы, направленные на сохранение неповторимого облика и высокой культуры города на Неве. Среди исторических традиций Петербурга, утвержденных главным законом, – сохранение памяти о жертвах революций, гражданской и Великой Отечественной войн, политических репрессий и блокады; национальное равноправие, свобода совести и убеждений.

Особого упоминания заслуживает и наш закон о местном самоуправлении. Он разработан с учетом специфики Санкт-Петербурга как города федерального значения. Вы знаете, что у нас 111 муниципальных округов. Такая структура позволила максимально приблизить органы местного самоуправления к избирателям с их конкретными проблемами.

Еще один знаковый закон – «О звании «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Возрожденное звание Почетного гражданина за эти годы обрело высочайший престиж.

Почетные граждане – это золотой фонд Санкт-Петербурга, люди, пользующиеся величайшим авторитетом и уважением как петербуржцев, так и всех россиян.

Настоящая гордость петербургских законодателей – наш Социальный кодекс. Это комплексный документ, в котором сведены воедино все меры государственной поддержки льготных категорий граждан. Кодификация социального законодательства позволила устранить все пробелы и противоречия, а ведь это очень важно, потому что помощь нуждающимся – одна из главных обязанностей каждого цивилизованного государства.

Из последних важнейших документов можно назвать закон о региональных нормативах градостроительного проектирования, устанавливающий нормы обеспечения жителей города объектами социальной инфраструктуры, закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, новые законы о налоговых льготах, а также направленные нами в Государственную думу инициативы в области миграционной политики.


– Большинство петербуржцев близко к сердцу принимают вопросы градозащиты. Насколько эффективно можно решить эту проблему законодательными мерами?

– В этой области депутаты могут сделать и делают очень многое. Собранием принят ряд законов, регулирующих строительство в историческом центре и препятствующих его хаотичной застройке. В частности, законом установлены зоны охраны границ культурного наследия. В этом документе регламентирована высотность внутриквартальной застройки. Также в нем даны определения ряда понятий, таких как «внешний облик зданий» и «диссонирующие объекты».

По нашей инициативе Федеральным собранием принят закон, запрещающий при строительстве или реконструкции отступать от разрешенных параметров высотности, то есть произвольно увеличивать количество этажей или высоту здания.

Серьезной и ответственной была работа над законом о зеленых насаждениях общего пользования. Ведь в современном мегаполисе очень важно сохранить «зеленые легкие» города, сделать так, чтобы наши дети не росли в окружении одних лишь каменных стен.


– В наш городской парламент с улицы не очень-то попадешь, посетители допускаются в Мариинский дворец только по пропускам и по предъявлении документов. Не мешает ли это взаимодействию депутатов со своими избирателями?

– Если у нас действует пропускная система, как и во многих петербургских учреждениях и на предприятиях, это еще не значит, что Мариинский дворец – закрытый объект. Вспомните, сколько ежегодно в нем проводится депутатских слушаний с участием общественности, конференций, форумов, «круглых столов», выставок. Для граждан проводятся экскурсии. Кстати, в этом году в рамках экскурсионных программ дворец посетили около восьми тысяч человек. Да и корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» и других изданий не сталкиваются с какими-то проблемами при посещении резиденции Законодательного собрания.


– Как осуществляется связь с избирателями?

– Для работы с гражданами у депутатов есть приемные, расположенные на их избирательных территориях. И у меня есть такая приемная, в которой провожу встречи со своими избирателями.

Кроме того, работает приемная Законодательного собрания Санкт-Петербурга, где петербуржцы могут обратиться как к отдельным депутатам, так и в комитеты и комиссии собрания. Количество письменных и устных обращений свидетельствует о высоком уровне доверия петербуржцев к своему парламенту. Это настоящий барометр общественного мнения и ситуации в городе. И мы всегда стараемся своевременно реагировать на острые проблемы. Приведу пример. Еще летом к нам стали поступать обращения граждан о росте цен на продукты питания. Мы решили выяснить, является ли это следствием перехода к импортозамещению или же поставщики просто вздувают цены, пытаясь нажиться на ограничении импорта. Эти вопросы обсуждались и с руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Вадимом Владимировым, и с президентом Союза предприятий пищевой промышленности города Григорием Забровским.

По итогам встречи было решено подготовить федеральную инициативу, чтобы расширить компетенцию властей субъектов Федерации в этом вопросе, получить необходимые полномочия, чтобы сдерживать аппетиты недобросовестных поставщиков и сетевых торговцев. А совсем недавно была проведена встреча с генеральным директором государственного унитарного предприятия «Продовольственный фонд» Константином Щаниковым, на которой мы обсудили ситуацию с запасами муки в Санкт-Петербурге.

Точно так же мы откликнулись на обращения граждан, пострадавших от кризиса в туристической индустрии. Была проведена встреча с представителями предприятий туристического бизнеса. Они поддержали идею об ужесточении федеральных законов в сфере туриндустрии. Вы знаете, что ситуация до сих пор не стабилизировалась. Буквально на днях случились очередные потрясения на туристическом рынке, и более сотни петербуржцев, пострадавших от этого, вышли на митинг на Марсовом поле. Они обратились к нам с просьбой о содействии в получении компенсаций. Теперь мы готовим проект федерального закона, направленного на кардинальное повышение ответственности операторов, страховых компаний и банков.


– Ваш рабочий кабинет – с великолепным видом на Исаакиевский собор и памятник Николаю I. Успеваете ли вы хоть время от времени полюбоваться из окна красотами императорского Петербурга или работа с законопроектами и посетителями занимает все ваше время без остатка?

– У меня действительно очень плотный рабочий график. И только часть рабочего дня проходит в моем кабинете. Много времени я провожу вне Мариинского дворца. Это и посещение предприятий, объектов инфраструктуры, учреждений здравоохранения, образования, культуры, встречи с избирателями. А прекрасный вид из окна напоминает о нашей общей огромной ответственности за сохранение любимого Санкт-Петербурга, его уникального архитектурного облика.


– Нынешний парламент избирался исключительно по партийным спискам. В результате за бортом ЗакСа оказались многие популярные у избирателей депутаты, в том числе и набравшие большинство голосов в своих округах. Справедлива ли такая система? Нет ли мысли вернуться, как на недавних выборах в Мосгордуму, к мажоритарной системе с одномандатными округами, более прозрачной для избирателей?

– Наш президент Владимир Владимирович Путин в недавнем послании Федеральному собранию, говоря о Конституции, сказал, что это не застывшая структура. Я хочу отнести эти слова и к законодательству, в том числе к избирательному. Оно должно меняться в соответствии с переменами, происходящими в стране и обществе. Сегодня обсуждается переход от избрания собрания только по партийным спискам к смешанной системе или даже возвращение к одномандатным избирательным округам. Этот вопрос заслуживает самого серьезного внимания. Защита интересов населения – это одна из основных задач депутатов. И, безусловно, избиратели должны знать своих депутатов, иметь возможность обратиться к ним за помощью.

К сожалению, сегодня невозможно дать более точный ответ на этот вопрос. Вначале необходимо внимательно проанализировать политическую ситуацию в нашем городе. Провести консультации с действующими партиями и политическими движениями, разработать сбалансированный документ в интересах всех избирателей Петербурга. Главное – мы должны создать абсолютно прозрачную политическую конструкцию, которая бы обеспечивала максимально широкое представительство в Законодательном собрании всех политических партий, всех слоев населения.


– У Законодательного собрания пятого созыва впереди еще два года работы. Что предстоит сделать за это время, на решении каких актуальных проблем должны будут сосредоточить свои усилия депутаты?

– В первую очередь это вопросы, связанные с реализацией стратегии социально-экономического развития до 2030 года, программой сохранения исторического центра, поддержкой отечественных производителей и обеспечением продовольственной безопасности.

В ближайшее время мы будем рассматривать Программу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2015 – 2020 годы, которая является неотъемлемой составляющей Стратегии-2030. Это важнейший документ стратегического планирования, который определит систему целей развития Петербурга и ориентиры их достижения. С учетом меняющихся социально-экономических условий мы должны своевременно корректировать Социальный кодекс Санкт-Петербурга, так, чтобы никто из граждан не остался без защиты государства.

В начале 2015 года мы должны рассмотреть проект закона «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге». Уверен, этот закон создаст все условия для технологического рывка в нашем городе, являющемся одним из крупнейших научных и производственных центров России.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (5363) от 17.12.2014.


Комментарии