Когда с хлебом можно играть

Музей хлеба в новом здании представил свой Детский центр.

Когда с хлебом можно играть | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Нет нужды здесь снова толковать о том, почему именно в нашем городе столь важно объяснять и объяснить детям смысл хлеба в/для жизни. Музей хлеба, работающий в Ленинграде — Петербурге с 1988 года, помогал думающим родителям и педагогам делать это, как умел — традиционными способами. Экспонаты в витринах, рассказ тетеньки-экскурсовода, кроме так называемых интерактивных занятий, в абсолютном большинстве случаев — «руками не трогать».

Новые времена потребовали, а полученное музеем здание на улице Михайлова, 2, дало возможность в отдельном зале создать Детский центр — принципиально иное пространство для встречи отроков с Хлебом не как с едой (по-домашнему), не как с продуктом питания (по-музейному), а как с Идеей, Образом, Процессом, Историей, Сказкой и так далее.

Замешен и выпечен он в форме высококультурной и артистической — в форме умной большой игры, которую я бы определила примерно так: «Хлеб рассказывает о себе». И эта идея одушевления хлеба, прошу прощения, совершенно гениальна. Хлеб — живой, во-первых. Ребенку осознать что-то легче в диалоге, во-вторых.

Игра состоит из череды соревновательных — с собой и с товарищем — заданий. Складывая пазлы, совмещая «волшебные» круги, кидая кубики, юный человек (кстати, предполагается возраст от семи-восьми лет) вспомнит все, что знает о хлебе насущном вот уж действительно с пеленок. Ведь персонажей жизни Хлеба каждое дитя встречает еще в самых ранних своих сказках, загадках, песенках, картинках, мультфильмах. Ну хоть Печь. Или — Кот и Мышь. Или — Поле.

Но, перекатываясь, словно Колобок, от одного игрового модуля (так это именуется на взрослом языке методистов) к другому, ребенок не только мысленно соберет в один сноп уже известное, не только неизбежно узнает немало нового благодаря подсказкам, которые есть везде, где нужно, но и получит несколько целостных картин мира.

Вот «круговорот» забот и соответствующих хлопот и мыслей земледельца в течение календарного года как бы вертикально и в подчинении природе: от землицы до неба, от пахоты до праздников — выпекаемых к Рождеству да Пасхе видов хлеба, и к всякому случаю приметы, пословицы и обряды. Поймешь связь, совместишь три круга — услышишь колядку или как гуси кричат, улетая в жаркие страны.

Вот мир пахаря по горизонтали: его отношения со строениями, животными, орудиями и предметами труда (серп, цеп, борона, лошадь, изба, амбар, мельница...) с одной стороны и с мифологическими помощниками и противниками (тут Овинник, Дворовой, Русалка, Водяной, Полевик, Полудница...) — с другой. Это специально изобретенная настольная игра с тремя кубиками, карточками, интригами и выигрышем.

А вот хлебная карта всего мира: 14 главных злаков — и культурные традиции, которые ими порождены. Кукуруза преобладает в обеих Америках, просо и сорго — в Африке, ячмень — это Северная Европа и Тибет (оказывается, там кроме ячменя ничего не растет, самый морозоустойчивый злак). Рис — понятно, Китай и Япония. Россия — знамо, рожь, пшеница и овес. Овес любим еще в Великобритании. Пшеница — в Южной Европе и на Ближнем Востоке, но каждый народ придумал свои обряды, обычаи и рецепты.

Шесть пазлов, на которых нарисованы злак, который еще надо суметь определить, ландшафт, вид кушанья или питья — без ханжества, ведь и пиво народ, а не дьявол, придумал, культурный символ — скажем, хрестоматийная шишкинская «Рожь». Сложишь правильно — в центре получится картинка с символом региона. Гранитная сова, например, из северного модерна. Или наши березки.

Ну и много еще разного. Почти настоящая печка и мельничные жернова. Рукописная книга «Праздничный хлебный календарь», сделанная ребятами и педагогами центра дизайна Дворца творчества юных. Деревянный расписанный сундук с реальными горшками, кочергой, ситом и тому подобными предметами — дети нашего времени, как барчуки прошлых лет, иной раз не догадываются, что булки растут не на деревьях, не знают, как что выглядит и сколько весит ухват. Даже крутятся нон-стоп на экране три мультфильма на хлебно-кондитерскую тему — сделаны тоже специально для Детского центра режиссером Евой Дегтяревой.

Но все это чудесное, красивое и, что важно, по-разному веселое — по периметру большой комнаты Детского центра. Потому что в центре внимания огромный мягкий (!) каравай, над которым развешаны — почему-то хочу сказать: как у Чуковского — хлеба. И так устроено, что человек любого роста может буханку или багет, потянув, к теплому уху приложить — чтобы услышать его живой голос.

Говорят же они все голосами замечательных артистов, что просто волшебно. Ржаной круглый повествует о своих «страданиях», известных по русским сказкам и мифологическим рассказам, с благородным тембром Николая Сергеевича Мартона. Купеческая история Калача переливается и играет в неподражаемой манере Сергея Симоновича Дрейдена. О происхождении-смысле еврейской Халы рассказывает Татьяна Львовна Пилецкая. Праздничный Пряник звучит, как Андрей Носков. А иноземный романтический Крендель — как Носков Илья. Без Французского багета мы тоже не обходимся, и он «грассирует» с интонациями Ольги Белинской. Тандырную лепешку, столь прекрасную с зеленым чаем, представляет Полина Толстун. Да и центральный большой Славянский свадебный каравай тоже не молчит, только надо его обнять — и услышите Алексея Фалилеева.

Ну и, безусловно, нельзя было не дать голоса Блокадному хлебу. Это сделал Иван Иванович Краско, и «когда мы слушали в первый раз, прошибла слеза», признался Олег Николаев, куратор Детского центра, сотрудник бюро «АртТерра», филолог-фольклорист, который любезно угостил и меня всеми здешними познавательными забавами.

Осталось сказать, что изначальная идея, или концепция, принадлежит художнику Александру Райхштейну, который уже много лет блестяще работает для детей и в нашем городе тоже, о чем наша газета неоднократно рассказывала. Дизайн экспозиции, а также само ее исполнение — детище упомянутого бюро «АртТерра», работа которого хорошо знакома многим родителям и детям по разным проектам — например, в Музее Анны Ахматовой. Кураторы бюро — Ирина Бубырь, Мария Коростелева. Авторы художественного проекта — Сергей Бородкин, Владимир Мажуга; графика — Мария Лукка, Екатерина Никитина; архитектор — Наталья Крымская.

Всех трудно, увы, перечесть, но важно, что консультировали все дело руководитель Центра исследований детской литературы Пушкинского Дома профессор Валентин Головин и ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея Олег Лысенко.

Ну и теперь, когда вы, надеюсь, собрались уже, подхватив детей, мчаться в Детский центр, сообщу: правильно спешите. Заодно увидите биеннале музейного дизайна, по-своему поучительную. Так вот, Детский центр пока работает только до конца биеннале — по 14 декабря по субботам, воскресеньям, понедельникам и средам с полудня до шести вечера.

Потому что новый дом Музея хлеба полноценно откроется лишь через год. Но это будет уже другая история.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (5346) от 24.11.2014.


Комментарии