Какой вкус у зимы

У зимнего города, как известно, две беды: снежные сугробы, которые приходится обходить и объезжать, и грозящий травмами и авариями гололед. Сегодня главный пункт уборочной повестки дня – борьба с сугробами. Завтра и до конца зимы с мартом в придачу будем думать, как бы не поскользнуться.

Какой вкус у зимы | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Снегопад закончился неделю назад, а горы снега на улицах еще лежат. Можно отметить, что дорожники и снегоуборочные предприятия довольно быстро очистили улицы и тротуары, сгребли снег в сугробы – где небольшие, а где и огромные. Но вот с вывозом на временные площадки для хранения и снегоплавильные камеры получился затор, хотя дорожники каждый день рапортуют о десятках тысяч эвакуированных кубометров снега. Будем надеяться, что до следующего снегопада они со своей задачей все же справятся. Вроде и оттепели не обещаются, так что городу наводнение от таяния снегов не грозит. А ведь могло бы – и этот неоптимистический сценарий тоже должен быть учтен в планах действий.

Что же касается гололеда, то с ним активно начали бороться уже с Нового года. И, похоже, успешно. Первая декада января, по утверждению специалистов, прошла более-менее благополучно: без происшествий на дорогах и тротуарах не обошлось, но их оказалось меньше, чем в прошлом году.

– За новогодние каникулы зарегистрировано 118 ДТП, в прошлом году их было 157, – сообщил глава городского комитета по благоустройству Владимир Рублевский. – Гораздо меньше оказалось и травмированных на тротуарах: в прошлом году их было 359, в этом пострадали 150 человек.

В борьбе с гололедом никакими практическими или научными новшествами в нынешнем году петербуржцев не удивят. Посыпают улицы и тротуары все так же песком да солью. При этом чиновники утверждают, что это оптимальный вариант, а также обещают, что снежную кашу не пересолят. Кстати, горожане уже заметили: соли на тротуарах действительно стало меньше.

Тема соли на дорогах, прямо скажем, не новая, общественность поднимает ее почти каждую зиму. И в 2011 году специалисты провели исследование эффективности и количества применения противогололедных материалов. Видимо, мнение горожан насчет «пересолки» тогда подтвердилось, потому как правительство города решило значительно сократить применение этого продукта для обработки дорог.

Уже несколько лет подряд предприятия запасают на зиму 120 тысяч тонн соли, хотя площадь улично-дорожной сети год от года увеличивается – в прошлом году, например, на 1,6 млн кв. м, и сегодня составляет 57 миллионов кв. метров.

Продуктом противогололедный препарат назван не случайно.

– Соль, используемая для обработки петербургских улиц, тот же самый материал, что насыпан в солонки на наших обеденных столах. Карьерный или речной песок – такой же, на котором мы загораем летом, – утверждают специалисты комитета, подчеркивая этим экологическую безвредность применяемых для посыпки дорог и тротуаров веществ.

Впрочем, о вредности и безвредности «белого яда» (так сторонники бессолевой диеты называют NaCl) для желудка, обуви, собачьих лап и днищ машин рассуждают не первое десятилетие, так что повторяться не стоит. А вот об эффективности поговорить можно. При сильном понижении температуры солевые растворы не используют. Не применялись они и в морозы (которые называют экстремальными) начала января этого года. Дороги и тротуары просто чистили до асфальта, а если где-то замечался гололед, проезжую часть обрабатывали песко-соляной смесью, в которой вторая составляющая всего 10%. Такая смесь действует как абразив, улучшая сцепление с дорогой.

Но главное, почему наши дорожники обожают песко-соляную смесь, дешевизна этого материала. В комитете по благоустройству поставили перед журналистами банки с антигололедными препаратами и привели такие данные: тонна хлорида кальция обойдется заказчику в 18 тысяч рублей, соли – в 2,5 тысячи рублей, а за тонну песко-соляной смеси нужно заплатить всего тысячу целковых. Далее последовала эффектная пауза, означающая, что вывод понятен.

На самом деле не все так очевидно, как при демонстрации продукта в банке с обозначением его цены. Хлорид кальция, безусловно, дороже, но требуется его для борьбы с наледью гораздо меньше, чем соли, так как, попав на снег или лед, химикат начинает растворяться с выделением тепла. Именно этот препарат в значительных объемах используют в Москве. Обработка им дорог и тротуаров обходится дороже примерно в три раза, чем песко-соляной смесью. Разница значительная, но все же не в 18 раз. Впрочем, что нам тягаться со столицей. Там во время недавнего снегопада вывели на очистку дорог 15 тысяч уборочных машин, у нас – 700 единиц.

Кстати, еще в 2012 году в Петербурге провели эксперимент с обработкой хлоридом кальция Московского проспекта. Однако результат положительным не признали. Как утверждают организаторы акции, автомобилисты жаловались на лужи в 20-градусный мороз (реагент замерзает при минус 55 градусах). Но этот препарат менее агрессивен, чем солевой раствор, чего жалобщики, видимо, не знали. Да и промести дорогу после применения реагента не помешало бы.

Не подходящим для Петербурга в Смольном признали и финский опыт, где значительная часть дорог посыпается гранитной крошкой. Ее, между прочим, финны по весне с дорог собирают, промывают и после используют вновь.

– Прежде чем применять гранитную крошку в Петербурге, надо полностью переделать всю городскую канализацию, – пояснил Владимир Рублевский. – Позволить такое город сейчас не может. Поэтому крошку используем только на окраинах.

В общем, куда взгляд ни кинь – что в сторону Москвы, что в сторону Хельсинки, – всюду выходит клин. Пока альтернативы смеси песка и соли, а также солевым растворам в Петербурге не нашли. Будем надеяться, что хоть не пересолят. И чиновники утверждают: на тротуарах солевые растворы применяются в крайних случаях. Пока им можно верить, на тротуарах соляных лужиц сейчас нет.

Если же все-таки таковые обнаружатся, об этом, как и плохой уборке улиц и тротуаров, можно сигнализировать по телефонам дежурной службы комитета по благоустройству: 314-60-13 и 576-14-83. А если вы поскользнулись и получили травму или попали в ДТП из-за гололеда, нужно обращаться в суд. Говорят, при наличии свидетелей выиграть процесс вполне реально.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 008 (5625) от 20.01.2016.


Комментарии