Главная городская газета

Гвоздь каникул

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Капля дождя в меню

Рынок общепита в Петербурге воспрял духом Читать полностью

Стоп, реновация?

Недавно организаторы программы реновации провели пресс-конференцию. Читать полностью

Городская хроника 16 августа 2017

Сегодня в выпуске:
В Высоцке запахло газом...
Кто обеспечит мобильность...
У «Рифа» есть хозяин...
И другие новости. Читать полностью

Сотня умных к мундиалю

Первая в Петербурге инновационная остановка, работающая в тестовом режиме на Невском проспекте с осени прошлого года, скоро перестанет быть единственной. Читать полностью

Антаблемент дурноват

Дачу Дурново, недавно воссозданную из руин на Свердловской набережной, 22, придется переделывать.
Читать полностью

Долгий путь из Юнтолова

Нынешней осенью могут открыть новый выезд из жилого микрорайона Юнтолово. Читать полностью
Реклама
Гвоздь каникул | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Кто такие полярники и чем они занимаются? Ответ на этот и многие другие вопросы школьники могут узнать на улице Марата, 24. Для этого ребятам отсюда придется ни много ни мало добраться до «большого гвоздя» — так эскимосы давным-давно называли Северный полюс...

В Музее Арктики и Антарктики, который впервые принимает участие в этом фестивале, невиданный аншлаг. Гардеробщицы разводят руками перед длинной цепочкой людей: ни единого свободного крючка — ждите. Особенно много здесь самых маленьких и юрких посетителей. Они шумно бегают по всему первому этажу с синенькими маршрутными листами с заданиями игры и тряпичными сумками наперевес — собираются в далекую экспедицию.

Екатерина Шарикова, учительница немецкого языка из школы # 72 Калининского района, привела в музей половину своего 5-го «В». Первое же задание заставляет поломать голову. Возле витрины, где за стеклом стоит деревянный макет коча — парусного судна поморов, даже взрослые достают свои смартфоны и листают «Википедию» в поисках ответа.

— В чем уникальность этого корабля? — читает вслух задание девчушка в клетчатой рубашке. Действительно, почему суда западноевропейских мореплавателей гибли во льдах, а поморские кочи без труда бороздили «твердые моря»?

Молчат — задумались. Затарахтели наперебой:

— Может, льдины не могли раздавить двойную обшивку?

— Потому что вода горячая была между бортами и растапливала лед.

— Ребята, да тут все варианты подходят!

Оказалось, все дело в особенной конструкции: у кочей были специальные округлые обводы, которые при сжатии льдами выталкивали судно на поверхность льда.

— Сложно вообще, — признается Екатерина Шарикова. — Надо было сначала экскурсовода послушать...

Пока одни усердно думают, другие школьники быстро поставили галочки и уже спорят у другой остановки, где у лап чучела белого медведя стоит ящик с разноцветными припасами в дорогу. Нужно выбрать три продукта, которые спасут в походе от цинги.

— Нужны лук, лимон и апельсин, — считает мальчишка в сером джемпере.

— Давайте пончики возьмем! — кричат две девочки.

— Пончиков нам не надо! Берем картошку, — деловито командует чуть ли не самый активный участник «экспедиции», бабушка одной из пятиклассниц. — Ее можно почистить, порезать, и она будет долго в холоде храниться...

На других остановках ребята узнают, как одеваться в полярную экспедицию, как красная палатка спасла жизнь итальянцам, оказавшимся среди арктических льдов после крушения дирижабля «Италия», на каком корабле плавал Георгий Седов и множество других интересных вещей. А главное — каким трудом далось покорение Северного полюса. В этом ребятам на всем пути помогают волонтеры и начальник просветительского отдела музея Мария Каринина, которая выручает с особо сложным заданием.

— Кто охранял дрейфующую станцию? — Каринина указывает на картину под потолком, на которой четверо полярников радостно машут приплывшему их спасать ледоколу. — Вот начальник первой в мире дрейфующей станции Иван Папанин, рядом гидробиолог Петр Ширшов, а пятый член экипажа — собака по кличке Веселый. От кого она охраняла?

— От пингвинов.

— Ну что вы, ребята, пингвины в Антарктике обитают. А на Севере — белые медведи. Было несколько случаев, когда они по дрейфующим льдинам случайно забегали и на станцию. А собака всегда об этом предупреждала.

Над маршрутом сотрудники музея работали почти полгода. Самым трудным оказалось просто и интересно рассказать о сложном. За основу взяли карту Российской империи XVIII века, которая висит в историческом зале, а художник стилизованно перенес ее на маршрутный листок.

— Карта была выполнена на шелке в 1745 году — после Великой Северной экспедиции. Ее участники тогда описали все побережье Северного Ледовитого океана от Северной Двины до мыса Большой Баранов. Ни до, ни после Арктика не видела такого масштабного предприятия, — рассказывает мне заведующая экскурсионным сектором музея Ирина Южакова. — Эту ставшую главным итогом исследования карту еще в советское время нашел на чердаке Шереметевского дворца один из наших сотрудников.

Маршрут, правда, небольшой, так что до Арктики ребята из 5-го «В» добираются за каких-то полчаса. Их родители считают, что это и правильно: больше 20 — 30 минут дети в силу возраста не выдерживают.

— Ну и какие они, полярники? — спрашиваю ребят.

— Ответственные, талантливые, мужественные и любят приключения, — отвечает пятиклассница Настя Батайкина. — Игра очень увлекательная, я узнала и о том, что в путешествия с собой обязательно брали черный шоколад, и что такое дрейфующая станция, и о путешествии Серова... Ой, Седова!

— Для первого знакомства с музеем маршрут показался немного сложноватым без предварительной подготовки, — признается педагог Екатерина Шарикова. — У наших ребят ведь еще не было уроков географии. Но игровые задания очень оживили игру.

А в самом конце дети могли разрисовать свой собственный маленький флажок-триколор и, как настоящие первооткрыватели, воткнуть его в поролоновую «льдину». Вот два кривых кораблика, вот человечки-огуречки бегают по льдине с собакой, белый медведь почему-то с волчьим хвостом. А рядом гордо крупными разноцветными буквами: «Даня покорил Арктику!».

— Мы хотим подготовить свою собственную детскую программу. И пока смотрим, что детям больше интересно, на чем они дольше останавливают внимание. Это хорошая школа для нас, — считает руководитель экскурсионного сектора музея Ирина Южакова. — Надеемся, что потом, когда эти дети станут постарше, они снова придут сюда и начнут серьезно изучать историю Арктики.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook