Горячие переправы

Точного количества разнообразных мостов в дельте Невы со всеми ее притоками, каналами и протоками, похоже, не знает никто. Все время строятся новые, а старые ветшают и ремонтируются. Считается, что сегодня в Петербурге, который не зря именуют северной Венецией,их около трех с половиной сотен. И это не считая предместий. Деревянные, каменные, железные, бетонные, вантовые... Пожалуй, немногие знают,что среди этого разнообразия мостов есть несколько десятков переправ, которые несут на себе теплотрассы. Вот как эта, что на снимке, перекинувшаяся недавно через Дудергофский канал в юго-западной части города.

Горячие переправы  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Трубопроводные эстакады могут быть перекинуты не только через реки, но и через железные и автомобильные дороги. Уже в середине XX века в Ленинграде строили мосты для переброски теплотрасс. Трубы обычно скрывали внутри конструкции, а сами переправы делали еще и пешеходными. Таковы Краснофлотский мост через Мойку, а также Горсткин, Красноармейский и Английский мосты через Фонтанку. Немало переходов для инженерных коммуникаций и через Обводный канал: можно вспомнить Таракановский, Газовый, Ипподромный мосты.

А вот более поздняя теплотрасса, идущая от отделения Центральной ТЭЦ на улице Введенского Канала и пересекающая Обводный восточнее Царскосельского железнодорожного моста, уже представляет собой утилитарное сооружение. Со стороны оно выглядит как металлические короба, лежащие на бетонных опорах. Ходить по ним, конечно, нельзя.

Гораздо более привлекательной визуально, но точно так же бесполезной с транспортной точки зрения стала труба над другим каналом – Дудергофским. В декабре 2011 года над этой водной артерией поднялся вантовый мост. Он соединил Юго-Запад и строящийся микрорайон «Балтийская жемчужина». Переправа благодаря своему запоминающемуся облику (который определяется канатами и 54-метровым пилоном) быстро стала местной достопримечательностью. Ее любят фотографировать новоселы этих мест.

Длина «акведука» – почти 130 метров. По нему проложены две трубы-теплотрассы, каждая около метра диаметром. Трубы пропускают около 1,3 тысячи тонн горячей воды в час. Магистраль эта соединяет Юго-Западную ТЭЦ и 4-ю Красносельскую котельную. По бокам предусмотрены проходы – но только для перемещения персонала. Мост предназначен исключительно для трубы, проехать или пройти по нему нельзя.

По утверждению строителей, вантовый мост-теплотрасса на момент появления был уникальным – он не имел аналогов в России. Его мачта – пилон – наклонена к земле, что вообще не часто встречается в конструкции подобных переправ.

Еще одно сооружение такого рода – теплотрасса через Кольцевую автодорогу в районе станции Мурино. Ее строят для обеспечения теплом нового микрорайона «Новая Охта» от котельной «Северомуринская». Мост выглядит как металлические арки, перекинутые над КАД. Длина его – 97 метров, а высота над дорожным полотном в наивысшей точке – 12,6 метра. Завершить строительство этой переправы (также включающей две трубы) планировали до конца ноября.

Наконец, недавно строительство подобного моста началось у железнодорожной станции Старая Деревня к востоку от переезда, разделяющего Липовую аллею и Торфяную дорогу. Там прокладывают новую магистральную теплотрассу. Через рельсы она пройдет, как говорят строители, «надземным способом». Уже поставлены две внушительного вида бетонные опоры (по высоте они сопоставимы со столбами контактной сети электричек). В соответствии с государственным контрактом, строительство теплотрассы должно завершиться в третьем квартале 2016 года.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» главный инженер проекта моста Владислав Сипаткин, в данном случае под железной дорогой трубы было не проложить – мешала расположенная там стрелка. Но так или иначе мост обходится дешевле, чем подземное строительство, считает специалист.

По словам Владислава Сипаткина, со стороны Смольного было пожелание, чтобы переправа соответствовала по стилю окружающей застройке. Поэтому ее отделают сэндвич-панелями – как соседний торговый комплекс «Гулливер».

Вантовый мост, железные арки, сэндвич-панели торгового комплекса – в каком еще городе встретишь столь многоликую архитектуру для таких утилитарных сооружений, как теплотрассы!

Когда идешь по пешеходному мосту, в «теле» которого течет по трубе горячая вода, невольно задумываешься о безопасности этого сооружения. Не ударит ли вдруг гейзер из-под ног? Заведующий кафедрой автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Горев считает, что это крайне маловероятно. «Условия здесь нормальные, контролируемые в отличие от случаев, когда трубы лежат под землей. Вероятность аварий совсем не велика», – сказал эксперт.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5590) от 23.11.2015.


Комментарии