Что выдал на-гора WFURS

В Петербурге стартовал глобальный образовательный проект. Настолько масштабный, что на его воплощение уйдет не меньше года, после чего под эгидой ЮНЕСКО начнет работу международный центр компетенций в отраслях, связанных с развитием минерально-сырьевой базы. Такая идея вызревала давно, а осуществить ее взялись петербуржцы. На Мировом форуме ресурсных университетов по устойчивому развитию (WFURS), который прошел в Горном, был сформирован рабочий орган по созданию такой структуры. В него вошли ректоры из 12 стран - Германии, Франции, Австрии, Финляндии, США, Китая, Индии и др.

Что выдал на-гора WFURS | Иллюстрация Sumit buranaronthtrakul/shutterstock.com

Иллюстрация Sumit buranaronthtrakul/shutterstock.com

Между возможностью вузов готовить «высоколобых» инженеров и запросами бизнеса образовалась пропасть. Все ведущие компании мира сегодня испытывают кадровый голод - так трудно подыскать на некоторые позиции менеджеров. И узких специалистов наша система образования, которая не «исповедует» междисциплинарный подход и интенсивный обмен знаниями, предложить зачастую не может.

Особенно ощутим такой дефицит в горном деле, где за последние годы произошли революционные перемены. В шахтах и рудниках появились интеллектуальные системы, фантастически мощные механизмы и механизированные комплексы, вытеснившие ручной труд. Эта отрасль впитала все лучшее, по отдельным параметрам ее наукоемкие технологии, считают горняки, теперь сопоставимы с космическими.

В добыче нефти прослеживаются те же процессы - она «устремляется» все глубже в недра и все дальше в сторону шельфовых зон. Да и возросшие экологические требования стали вызовом, к которому не все оказались готовы.

Об этом заговорили еще в 2012 году, когда в Германии на базе Фрайбергской академии - столпа горного образования - прошел первый форум WFURS. Затем посланцы сырьевых стран встречались в Норвегии, Австрии и Японии. Но решающим стал пятый, петербургский, форум, где представители более чем 50 стран рассмотрели концепцию международного центра компетенций в горно-технической сфере. По сути, речь шла о новой инновационной модели образования, которая не могла появиться в рамках действующих интеграционных механизмов и Болонской образовательной системы.

Пожалуй, впервые эта «метода», заменившая классическую советскую систему подготовки инженеров, подверглась в России такой разгромной критике. «Она не оправдала наших надежд, - признал ректор Горного университета Владимир Литвиненко, один из инициаторов WFURS. - Ведь что предусматривалось? Обмен студентами, общие учебные программы, мобильность преподавателей, когда наши профессора читают лекции за рубежом и наоборот. Но ничего этого не произошло».

В результате даже лучшие университеты предлагают рынку специалистов, которых он подтягивает под свои нужды. Выпускников многих вузов солидные корпорации, что называется, не видят в упор. Об этом говорили руководитель фонда Sophia Antipolis Доминик Фаш (Франция), технический директор Nord Stream Сергей Сердюков (Швейцария), другие участники форума.

А между тем наука и образование не знают границ: много общих проблем государства могут решить путем кооперации. Международный центр сырьевых компетенций и станет такой площадкой, которая объединит потенциал вузов, обеспечит условия для студенческого обмена и совместных исследований, для унификации образовательных программ и профессиональных стандартов. Чтобы не просто соответствовать требованиям бизнеса, а предугадывать и опережать его запросы, двигаясь на шаг впереди.

Зачем вкладывать миллионы в учебную шахту, если она уже есть во Фрайбергской горной академии? Наши студенты поедут туда, а в Горном с его уникальной лабораторной базой будут двигать науку, скажем, их собратья из Технологического университета Ланчжоу (Китай) или Федерального университета Уоро Прето (Бразилия).

При этом главная задача проекта - сформировать структуру для профессиональной аттестации, как в медицине и некоторых других отраслях. То есть выпускник вуза минерально-сырьевого профиля станет стажером, поработает на производстве несколько лет. И лишь после этого получит право сдать главный экзамен, чтобы гордо именоваться профессиональным инженером. В Австралии и ряде других стран такая практика давно существует.

Чтобы сделать ее повсеместной, надо провести переговоры с руководством ЮНЕСКО, подготовить документы, предложить состав аттестационной комиссии и т. д. При подготовке форума WFURS Горный университет провел переговоры с десятком зарубежных и отечественных корпораций, и многие из них (группа «ФосАгро», к примеру) поддержали идею.

Ожидается, что инициатива будет рассмотрена на весенней сессии исполкома ЮНЕСКО, а осенью - на генеральной конференции этой организации в Париже. И если получит добро, новая образовательная площадка начнет «выдавать на-гора» инженеров XXI века уже в ближайшие годы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (5801) от 04.10.2016.


Комментарии