Бог знает алгоритм

В последний день 2015-го музей-памятник «Исаакиевский собор» («музей четырех соборов», как его называли много лет) официально передал церкви Смольный собор. Но вскоре в музейном комплексе останется два храма – на очереди передача Сампсониевского собора, которая будет более сложной.

Бог знает алгоритм | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Напомним: городские власти приняли решение о передаче церкви Смольного собора в начале осени 2013 года. Музей окончательно покинет здание уже 22 января наступившего 2016-го. Оставшиеся дни необходимы для вывоза всего оборудования и имущества здешнего прославленного хора. Кстати, «Исаакиевский собор» до сих пор не получил от города документов на помещения на Думской улице, поэтому будет перевозить имущество на временные склады.

В Татьянин день, 25 января, в Смольном соборе запланирован праздник с участием петербургского студенчества. Время покажет, насколько собор будет востребован студентами.

Таким образом, вся передача Смольного собора церкви заняла менее трех лет. История с Сампсониевским собором ожидается более долгой, если, конечно, не рассматривать волевых решений. Проблема в том, что в этом соборе находятся предметы, входящие в Музейный фонд Российской Федерации.

Как сообщил нашей газете Николай Буров, директор музея «Исаакиевский собор», речь идет о 142 предметах. Прежде всего это иконостас XVIII века, тщательно восстановленный и отреставрированный в 1980 – 1990-е годы. Здесь же более 100 икон XVIII века, в том числе так называемые «лицевые святцы». Музейщики находили иконы в разных местах, возвращали их в Сампсониевский собор, реставрация некоторых икон продолжается и сегодня. Остальные предметы, например, надпрестольная сень, являются неотъемлемыми частями интерьера.

Музей готов покинуть собор, но первое условие: предметы Музейного фонда должны быть переданы той организации, которая готова нести за них полную юридическую ответственность. Это вопрос обязано решить Министерство культуры. Николай Буров высказывается максимально корректно: позиция министерства ему не всегда понятна.

Позволим себе предположение, что музей торопят с передачей Сампсониевского собора, а снятие с музейщиков ответственности за уникальные произведения церковного искусства оставляют «на потом», «когда-нибудь», «как-нибудь»...

Проблема, кто будет отвечать за музейные предметы, не единственная. В Сампсониевском соборе находятся несколько музейных экспозиций. Они связны с историей Полтавской победы, в честь которой собор и был построен, почти трехсотлетней истории самого собора, его восстановления, совместной деятельности музея и церкви в последние десятилетия.

Для размещения этих экспозиций на новом месте Буров рассчитывает получить от городских властей не менее 1,5 тысячи квадратных метров площадей в исторической части Петербурга, чтобы сохранить преемственность, а главное – посещаемость. На Думской улице «Исаакиевский собор» должен получить 3,7 тысячи квадратных метров для концертов и репетиций хора Смольного собора. Еще полутора тысяч «квадратов» там просто нет.

Как пока нет у музея «Исаакиевский собор» ни одного официального документа о том, каков алгоритм действий всех заинтересованных сторон по передаче Сампсониевского собора.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5620) от 13.01.2016.


Комментарии