Автобусам не нашли места

В центре Петербурга не хватает необходимой инфраструктуры для наземного транспорта. Нет автобусных, троллейбусных парковок и создать их негде, утверждают в Смольном. Эксперты же отмечают: если перестроить систему перевозок на современный лад, оптимизировать ее работу можно и без этих объектов.

Автобусам не нашли места | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Запускать новые маршруты в центре города не представляется возможным в силу отсутствия здесь автобусных и трамвайных депо, а также мест для их организации», – сообщила недавно ведущий специалист отдела маршрутной сети и транспортной инфраструктуры профильного комитета Смольного Татьяна Шурина.

Заявление было сделано на одном из совещаний, посвященном развитию зоны парковочного пространства в центре Петербурга. Речь об автобусах и троллейбусах повели потому, что, затрудняя въезд в центр на личных авто, Смольный обещал улучшить работу общественного транспорта. Шурина отметила, что в любой точке зоны платных парковок остановки транспорта находятся не далее чем в 500 метрах. Поэтому власти решили, что маршруты менять здесь пока не нужно.

«Разговор на совещании шел о том, что на территории Центрального и Адмиралтейского районов отсутствуют автобусные и троллейбусные станции, на которых можно организовать межрейсовый отдых водителей и отстой подвижного состава», – рассказал нам официальный представитель комитета по транспорту.

По его словам, на Васильевском острове имеется только одна подобная станция – «Наличная улица». Возможности ее уже исчерпаны. В Петроградском районе есть еще одна, но она расположена слишком далеко, на Крестовском острове.

Что же касается трамваев, в этой части представитель комитета уточнил заявление Шуриной. По его словам, в цитате была допущена неточность, о трамвайных депо речь не шла.

В комитете по транспорту утверждают, что, несмотря на сложности с инфраструктурой, общественный транспорт разных видов в центре ходит везде, где это возможно. В некоторых случаях, правда, препятствием для открытия движения оказывается позиция комитета по охране памятников. Из-за этого, например, не удается запустить маршрут вдоль Фонтанки. На ее исторических набережных не дают поставить остановки.

«По мнению КГИОП, работы по устройству остановочных пунктов не являются работами по сохранению объекта культурного наследия, так как приведут к его искажению, повреждению или разрушению», – рассказали в комитете по транспорту. Правда, отсутствие остановки почему-то не мешает городскому транспорту, следующему по Университетской набережной.

«Ликвидация депо, конечно, не очень взвешенное решение, но не их отсутствие является проблемой. Основная проблема – отсутствие выделенных линий, транспортного пространства, для работы маршрутов», – считает профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев. Он отметил, что власти зафиксировали намерение создавать такие линии в транспортной стратегии города. Но положения этого документа претворяются в жизнь медленнее, чем хотелось бы.

Эксперт не видит смысла в создании новых маршрутов в городе. Горев полагает, что сегодня в центре Петербурга маршрутная сеть в основном избыточна. 90% территории имеют доступность до остановочных пунктов 300 метров, 80% маршрутов дублируются другими. По его мнению, основные недостатки транспорта общего пользования в центре города связаны с низкой скоростью и регулярностью сообщения, а также разницей в стоимости на социальных и коммерческих маршрутах.

Кроме того, не хватает связи центра и окраин. Здесь как раз мог бы пригодиться трамвай. Если бы, скажем, была альтернативная метрополитену связь окрестностей станции «Комендантский проспект» с центром города, там бы не возникало давки на эскалаторе в случае нештатных ситуаций.

Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПб.АВТО» Святослав Данилов недавно передал городским властям похожие пожелания. «Досягаемость остановок в центре, возможно, достигает 500 метров. Но дело не в досягаемости остановок, а в том, куда мы с них можем доехать», – считает Данилов. Он добавил, что какой-то конкретики в ответ на свои предложения пока не добился.

По мнению эксперта межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Владимира Валдина, нет смысла создавать в центре особые автостанции, чтобы на них менялись водители. Это еще имело бы смысл в небольшом городе, таком, например, как Новгород. Там, где автобус преодолевает маршрут за час. У нас же бывает, что от начальной до конечной остановки он едет 3 – 4 часа.

При таких расстояниях самый простой и очевидный способ – организовывать смену прямо на линии. Это можно было бы сделать. Стоило бы и значительно сократить дублирующие друг друга маршруты. Идти вперед мешает устаревшее законодательство в этой сфере. «У нас город застрял на уровне 1950-х годов», – считает Валдин.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 081 (5698) от 11.05.2016.


Комментарии