На свидание с Ангелом

Петербург красив с любого ракурса: когда гуляешь по его улицам или смотришь с высоты птичьего полета. Но с уровня летящего ангела увидеть любимый город доводилось немногим. Именно оттуда, с шара, на котором укреплен Ангел-хранитель Петропавловского собора и всего Петербурга, два раза в год имеет возможность взглянуть на крепость, царственно текущую Неву и окрестности хранитель этого символа города - альпинист и механик Павел Ходаков. В этот раз вместе с ним и его коллегами почти на самый шпиль колокольни поднялись журналисты «Санкт-Петербургских ведомостей».

  На свидание с Ангелом | Два раза в год Павел Ходаков поднимается на шпиль Петропавловского собора. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Два раза в год Павел Ходаков поднимается на шпиль Петропавловского собора. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Ангелы в нашем городе летают выше, чем птицы: что над Дворцовой площадью, что над Петропавловской крепости. Когда мы только готовились к подъему на колокольню, то заметили галку на фигуре, венчающей одно из строений Петропавловки. Всего-то на уровне 8-10 метров, на этих высотах городским птицам более комфортно, чем на 100-метровых, где обитают херувимы.

Высотная скульптура, как любое техническое сооружение, требует постоянного профилактического обслуживания. Именно поэтому дважды в год - весной и осенью, после зимы и в ее приближении - механик Ходаков собирает свое альпинистское снаряжение, утепляется, насколько возможно, берет с собой помощников, поскольку подъем на такие высоты разрешается только в связке, и отправляется к своему «подопечному». Как высоко? Давайте подсчитаем, это несложно. Высота колокольни с Ангелом и крестом - 122,7 метра. Отнимаем 6,5 метра креста и 3,2 метра роста Ангела, получается 113 м. Ведь для механика главное - подобраться к основанию скульптуры и осмотреть крепежный механизм. Ну и саму фигуру окинуть взглядом - нет ли заметных трещин и повреждений.

Но, прежде чем выбраться на золоченую поверхность верхушки шпиля, альпинистам - и нам с ними - надо преодолеть сотню метров по самым разным проходам внутри шпиля собора: где-то с едва пробивающимся из узких окошек светом, а где-то почти в полной темноте. Подъем непростой, если пересчитать на этажи современного дома, около 25 получится. Без лифта, естественно, и не по парадным лестницам. Однако первые 280 ступенек до площадки с часовым механизмом сравнительно удобны - шпиль еще не настолько сузился, протискиваться не приходится. Здесь на высоте 47 метров делаем остановку, чтобы отдышаться.

Затем начинаются, как на подводной лодке, сплошь винтовые лесенки. Узкие и очень темные. А ведь Павлу и его помощникам кроме снаряжения надо еще специальный инструмент нести. Окликаем друг друга при подъеме. Не потеряемся, конечно, но о самочувствии товарища справиться нелишне. Преодолев еще почти 50 метров, добираемся до восьмигранного фонарика - площадки с небольшими окошками. Здесь почти единственное место, откуда можно полюбоваться видами города. Красота!..

Петропавловская крепость с ее равелинами - как на чертеже, вид сверху. Нева с водой стального цвета обходит Стрелку Васильевского острова. Все как на ладони - и по размерам, и по графике.

Дальше самые трудные 5 - 7 метров по лестнице-трапу. Перекладины у трапа сантиметрах в 70 друг от друга. Но вот и добрались до иллюминатора, через который альпинисты выйдут на поверхность шпиля. Как астронавты в открытый космос. На этой мини-площадке с одной ступенькой места практически нет. Кто-то остается на трапе, помощники главного специалиста Илья и Владислав распластались по стенкам. А Ходаков принялся вскрывать форточку. Она задраена крепким запором и опечатана.

- Первый выход на шпиль, конечно, запомнился, это случилось 16 апреля 1994 года, с тех пор постоянно доводится подниматься на самый верх, - рассказывает Павел Ходаков. - В начале 2000-х проводили реставрацию скульптуры - опускали Ангела на землю, ремонтировали, потом устанавливали на место с помощью вертолета. Теперь только профилактические осмотры делаем. Состояние вполне удовлетворительное. Главное - проверить, насколько работоспособен поворотный механизм.

Ангел на Петропавловском соборе, так же как кораблик над зданием Адмиралтейства, фигуры подвижные, поворачиваются, как флюгеры. Но совсем не для того, чтобы указывать направление ветра. Размах крыльев - 3,8 метра (кроме крыльев у Ангела имеются и руки, которыми он держит крест). Скульптура обладает, выражаясь морским языком, большой парусностью. Если бы она не поворачивалась, порывы ветра могли бы ее сломать. Поэтому так важно, чтобы поворотный механизм действовал безупречно.

Проверяет работоспособность механизма Ходаков вручную. Заставляет фигуру сделать три оборота и оценивает, насколько легко или туго она поворачивается. Если есть сомнения, измеряет усилие поворота специальным прибором. Оказывается, смазывать устройство нельзя: масло бы способствовало налипанию пыли, что недопустимо.

...Форточку на шпиле наконец распечатали, и Ходаков начинает монтировать страховочные веревки. Инструктирует Илью и Владислава, которые полезут на шпиль вслед за ним. Они хоть и тоже альпинисты, но у каждого подъема своя сложность. Одно из самых трудных действий в операции - выбраться через узкую форточку. А потом начинается подъем по шпилю, от форточки к кресту ведет трап с очень узкими ступеньками.

У Павла Ходакова техника подъема отработана. Сколько раз поднимался к Ангелу, он точно не считал, но близко к пятидесяти - все же 22 года уже на службе у Ангела. Однако каждый подъем все равно особенный: то солнце светит так, что лучи, отражаясь от золота, которым покрыты шпиль и скульптура, слепят; то холод такой, что никакое утепление не спасает. Но адреналин зашкаливает, когда он оказывается на пару с Ангелом над городом.

Некоторые подъемы на шпиль входят в легенды Петропавловского собора. Например, все знают исторического предшественника Павла - альпиниста, ныне Почетного гражданина Петербурга Михаила Боброва, маскировавшего шпиль собора в годы блокады.

А за сто с лишним лет до этого, в 1830 году, ремонтировал скульптуру Ангела, у которого ветер оборвал крылья, другой русский верхолаз - Петр Телушкин. Ставить леса на 122 метра ввысь - долго и очень дорого. Бросили клич, и вызвался починить скульптуру кровельных дел мастер крепостной Петруша. Об альпинизме тогда не ведали, но у Телушкина были свои приемы подъема на высоту. С помощью веревок и петель взобрался мастер на шпиль и отремонтировал скульптуру. За это царь Николай I наградил его деньгами, медалью «За усердие» и грамотой. Говорят, увидев эту грамоту, во всех кабаках города ее обладателю наливали бесплатно.

Грамоту Петр быстро потерял, тогда, по легенде, ему под правой скулой поставили особое клеймо, по которому, заходя в питейное заведение, Телушкин щелкал. Отсюда, якобы, и ведет начало характерный жест, приглашающий к распитию. К сожалению, жизнь верхолаза в связи с этим закончилась печально.

...Уже с земли от основания собора смотрим, как поднимается по шпилю Павел Ходаков. Вместе с ним Илья, на страховке. На фоне неба альпинисты смотрятся совсем крохотными, Ангел-то в два раза ростом поболе и размахом крыльев велик.

Спустившись с небес, Ходаков сообщает: скульптура в хорошем состоянии и зиму должна пережить нормально. Теперь они свидятся с Ангелом весной.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (5821) от 01.11.2016.


Комментарии